Рекомендации Росавиации перенести чартеры на ночное время, отказы, полученные рядом авиакомпанией по заявленным полетным программам на массовых направлениях, использование системы назначенных перевозчиков, по мнению членов Общественной палаты РФ, могут ограничивать права граждан. Обсуждению этих проблем был посвящен вчерашний круглый стол, в котором приняли участие представители Росавиации, общественных организаций, авиакомпаний и туроператоров. Говоря о «ночных чартерах», заместитель руководителя Росавиации Олег Клим пояснил, объяснил, что черт далеко не так страшен, как представляется рынку. Рекомендации летать из Москвы по ночам вызваны необходимостью разгрузить московский авиационный узел на время ремонтов взлетных полос в «Домодедово» и «Внуково». Они относятся только к периоду до 1 июля 2011 года и касаются дополнительных полетных программ. Большинство же отказов в выполнении чартерных рейсов, которые получили авиакомпании, по словам чиновника, «вовсе не отказы», а пожелание перенести время вылета на ночь или поменять аэропорт. Региональным авиакомпаниям, по мнению Росавиации, лучше всего пока летать из своих регионов. Четко определенный срок ограничений на дневные полеты и объяснения, что они не касаются уже утвержденных рейсов, несколько успокоил участников круглого стола. Тем не менее, они отметили, что информация с соответствующими разъяснениями появилась лишь спустя несколько недель после озвученных рекомендаций, и именно это стало причиной волны негативных публикаций, на которые посетовали, прежде всего, сами представители Росавиации. Туроператорам отсутствие информации, естественно, радости тоже не принесло. «Мы получили вал звонков от туристов, обеспокоенных вероятностью переноса времени своего рейса», – отметила генеральный директор компании «Спектрум» Евгения Конколь. Отсутствие налаженного информационного обмена между властями и турбизнесом стало одной из зафиксированных участниками круглого стола «проблемных точек». И хотя г-н Клим призвал СМИ быть «более аккуратными» в подаче информации, нет никаких сомнений в том, что добиться объективности публикаций невозможно, если Росавиация не займет более открытую позицию в отношениях с авиационным и туристическим рынком. С необходимостью разгрузки московских аэропортов на время ремонта полос, в принципе, согласны все. Тем не менее, по мнению туроператоров, авиакомпания и аэропорт сами понимают, есть ли у них возможность предоставить запрашиваемый дневной слот. Непонятно, зачем нужно дополнительно регулировать этот процесс. «Аэропорты, конечно, в первую очередь идут навстречу «своим» авиакомпаниями. Организации, играющие роль независимого регулятора, существуют во всем мире, но выполняют они другую роль. Независимые как от аэропортов, так и от перевозчиков, они равномерно распределяют слоты между всеми», – пояснил генеральный директор компании «ВИП Сервис» Дмитрий Горин. Очередное заседание комиссии Росавиации по допуску авиаперевозчиков к выполнению чартерных рейсов состоялось вчера. Официальной информации о принятых решениях нет. Печально, если, «в лучших традициях» этого ведомства, она появится лишь через две недели. Напомним, что решения комиссии, собиравшейся 8 апреля, были обнародованы только 22 апреля, после чего и разразился грандиозный скандал. Пока рынок вынужден питаться слухами, хоть и позитивными. В частности, по информации Дмитрия Горина, допуски на чартерные полеты в Грецию получили все подавшие заявки авиакомпании. Ситуацию с другими «проблемными» направлениями, в числе которых Болгария, Кипр и Тунис, обрисовал Олег Клим, пояснив, что организация полетной программы является частью двустороннего международного соглашения. «Ряд таких соглашений предусматривает условия, по которым, количество российских авиакомпаний, работающих по направлению, должно быть согласовано со страной приема. Есть и такие соглашения, в которых предусмотрено равное участие в перевозке российских и зарубежных авиакомпаний. Сейчас авиационным властям Болгарии и Туниса направлены просьбы снять ограничения на полеты российских авиакомпаний, и мы ждем от них ответа», – сказал представитель Росавиации. «Нас волнует Болгария, которая пытается лоббировать свои авиакомпании. Хотя ситуация на этом направлении сейчас гораздо лучше, чем в прошлом году, когда туда летал один назначенный перевозчик. В этом сезоне в Варну и Бургас полетят чартеры уже семи российских авиакомпаний. Конкуренция помогла стабилизировать направление, и цены на перелеты снизились на 20%», – прокомментировал Дмитрий Горин. Ограничение же на кипрские программы наложены назначенным перевозчиком. «Тем не менее, в этом году «Аэрофлот», во-первых, разрешил туда полеты «Трансаэро», во-вторых, заявил, что готов ставить рейсы хоть каждый день. Сейчас на курорты Кипра можно улететь уже двумя российскими авиакомпаниями и одной местной. Ситуация, как мне кажется, стабилизируется. По крайней мере, нет судов и острых конфликтов», – сказал г-н Горин.