В России 1 апреля начала деятельность ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) – дочка ОАО «Российские железные дороги». Главой новой компании назначен вице-президент РЖД Михаил Акулов. Уставной капитал определен в размере 137,2 млрд. рублей. В ФПК передано 16 региональных дирекций по обслуживанию пассажиров (РДОП), 43 пассажирских вагонных депо, 29 вагонных участков, 15 железнодорожных агентств и 2 дирекции по обслуживанию пассажиров, более 24,6 тыс. пассажирских вагонов. Из Федеральной пассажирской дирекции в ФПК будет переведен весь штат персонала. В настоящее время он составляет порядка 100 тыс. сотрудников. Для определения ключевых показателей деятельности созданной компании разработаны два сценария ее развития: базовый и амбициозный. Базовый сценарий развития ФПК предполагает развитие и функционирование экономики России по умеренно оптимистичному сценарию, разработанному Минэкономразвития России в июне 2009 года. Этот сценарий основан на гарантированном достижении целевых параметров на основе сложившейся в РЖД практики ведения хозяйственной деятельности и технологии с учетом уже разработанных и реализуемых программ оптимизации издержек. Ключевой задачей тарифной политики в амбициозном варианте является снижение ценового барьера между регулируемым и дерегулируемым сегментами. Для ресурсного обеспечения запланированного объема продаж по обоим сценариям разработаны проекты инвестиционных программ. Объем инвестиций на период 2010 - 2020 гг. в прогнозных ценах составляет по базовому сценарию 257,4 млрд. руб, по амбициозному – 442,5 млрд. руб. Основным направлением инвестиций ФПК будет обновление парка подвижного состава. В базовом сценарии развития запланирована закупка в ближайшие три года 1540 вагонов, в 2013-2020 годы – 4080 вагонов. Амбициозный сценарий развития предусматривает закупку в первые три года деятельности 1698 вагонов, до 2020 года - 6864 вагонов. Также для обновления парка, используемого при осуществлении перевозок со странами Западной Европы, планируется приобретение двухсот вагонов габарита РИЦ в 2011 – 2014 годах. Для реализации инвестиционной программы привлечение внешних источников требуется только для базового сценария, начиная с 2011 г. Необходимый объем привлекаемых кредитных ресурсов оценивается 50,5 млрд. руб. Маркетинговая стратегия ФПК будет дифференцирована по обслуживаемым сегментам рынка. В регулируемом сегменте маркетинговой стратегией будет «Лидерство по издержкам». Она направлена на выполнение установленных государством требований к организации и осуществлению социально значимых перевозок по регулируемым тарифам. Необходимое условие реализации стратегии - создание государством одинаковых "стартовых" условий для всех видов транспорта путем установления экономически обоснованных тарифов на перевозки в регулируемом сегменте и 100-процентной компенсации потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов. Нормативным подкреплением этой стратегии станет закон «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации», который должен быть представлен в правительство России в июне этого года. В дерегулируемом сегменте для перевозок в купейных вагонах маркетинговой стратегией является «Лидерство по соотношению цена/качество». В вагонах СВ и VIP стратегия основывается на предложении пассажирам эксклюзивных комплексных транспортных решений, отвечающих самым высоким требованиям. В сфере международных перевозок маркетинговая стратегия будет направлена на экономически эффективную географическую диверсификацию рынка ФПК и предусматривает непрерывный мониторинг и принятие решений по оптимизации маршрутной сети, гибкое реагирование на изменение спроса, расширение географии начальных и конечных пунктов маршрутов на основе системного анализа пассажиропотоков. Михаил Акулов ранее оценивал объем доходов ФПК с 2010 г. в размере от 165 млрд. рублей в год.