Фестиваль Earlymusic и московский ансамбль Pratum Integrum провели "День в Гатчине" — серию из четырех концертов, возвративших в гатчинские дворец и парк музыку их лучших времен. Увлечение худрука Earlymusic Андрея Решетина последних лет — краеведческие изыскания. К каждому фестивалю он готовит программы премьер — музыку XVIII века, когда-то написанную по случаю, прозвучавшую один или несколько раз в Петербурге и окрестностях, и с тех пор благополучно позабытую. Для нового времени эти раскопанные по библиотекам и возвращенные слушателю сочинения звучат как открытия, а для места их исполнения — в данном случае Гатчинского дворцово-паркового ансамбля — воскрешенным дыханием времени, тех счастливых и беззаботных лет в жизни великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его жены Марии Федоровны, которые они провели здесь в почетной ссылке, устроенной Екатериной II своему не слишком возлюбленному сыну. Стараниями великой княгини Марии Федоровны музыка звучала здесь почти ежедневно, облагораживая строгие гатчинские порядки, заведенные ее мужем.
Четыре концерта в один день, устроенные фестивалем Earlymusic, назывались "Павел I. Музыкальный портрет". Это была и пленэрная музыка, прозвучавшая в Собственном саду, и салонная — в павильоне Венеры, и концертная — во дворце. Чередовались инструментальные составы: от дуэта флейт до оркестровой музыки, русские и европейские композиторы, сочинения теперь всем хорошо известные и отложенные на библиотечные полки после одного-двух исполнений. Были настоящие открытия — Гатчинский марш Бортнянского или виолончельный концерт Иоганна Генриха Фаццуса. Но главное — в программе не было ни одного случайного номера, это была именно та музыка, что скрашивала загородный быт наследника престола. Таким образом, Earlymusic поработал за музейщиков, реконструировав то недостающее в их фондах, что не является материальной культурой и потому не обласкано их вниманием. Формы просветительского музицирования стали для Earlymusic традиционными. В этом году фестиваль восстанавливает аутентичный музыкальный мир Гатчинского и Ораниенбаумского ансамблей. К сожалению, в отличие от энтузиазма их руководства, в Царскосельском дворце администрация потребовала от фестиваля непосильную арендную плату за проведение концерта, а доводы Андрея Решетина, что речь идет о музыкальных памятниках именно этого места и его самого блестящего времени — екатерининской эпохи, остались без внимания. Странно, что музей отказывается от достойных экспонатов вместо того, чтобы принять участие в их экспонировании.
Приглашенный фестивалем московский ансамбль Pratum Integrum позаботился о том, чтобы воплотить идею в соответствующем манере игры XVIII века звуке. Это один из самых опытных коллективов на отечественном поле исторического исполнительства, который не ограничился концертом — открытием нынешнего Earlymusic в зале Академической капеллы и продолжил фестиваль выездом в Гатчину. Недостатка в слушателях у ансамбля не было, благо хорошая организация "Дня в Гатчине" (публике был предоставлен автобус для поездки из Санкт-Петербурга) и теплая солнечная погода располагали к одновременно приятному и полезному времяпрепровождению. Восемь часов превосходно исполненной музыки не показались избыточными, а придуманная фестивалем форма концертного марафона в очередной раз доказала свою состоятельность.