3 августа в Садовом вестибюле Михайловского дворца открывается выставка «Степан Петрович Яремич. 1869–1939», посвященная жизни и творчеству известного художника и деятеля культуры первой трети ХХ века. Яремич внес весомый вклад в расширение собрания Русского музея.
Располагая коллекцией его произведений, Русский музей в год своего 125-летия открывает выставку в память об этом незаурядном человеке. Новая экспозиция впервые представит более 20 произведений мастера, включая живописные и графические работы. Они будут дополнены архивными документами и информационными материалами.
Среди деятелей отечественной культуры, внесших важнейший вклад в развитие Русского музея, особое место принадлежит Степану Яремичу. С 1917 по 1934 год он был членом Совета Художественного отдела музея и принимал активное участие в пополнении его коллекции. В историю русской культуры Яремич вошел также как самобытный художник, талантливый историк искусства и художественный критик.
Выставка представляет 5 живописных работ Яремича и 17 графических произведений. Среди них – книжная графика, портреты известных личностей, виды Санкт-Петербурга, Парижа, Крыма. Камерная экспозиция позволит зрителям получить представление о наследии художника, чья профессиональная и творческая жизнь была плотно переплетена с художественной жизнью России в целом. Об основных этапах становления мастера, его достижениях и влиянии на развитие русской культуры посетители смогут узнать, ознакомившись с бесценными архивными документами и информационными материалами.
Творческий путь Степана Яремича начался со знакомства с великими мастерами русской живописи - Михаилом Врубелем и Николаем Ге. В 1888 году художник, еще учившийся в киевской рисовальной школе, помогал Врубелю в работе над орнаментальным оформлением стен Владимирского собора. Также он подолгу жил на хуторе у своего учителя Ге, где написал живописные произведения, которые можно будет увидеть на выставке («В лесу. (На хуторе Н.Н.Ге в Черниговской губернии)», 1898). Тогда же с разрешения Льва Толстого Яремич посетил Ясную Поляну и сделал несколько набросков («Лев Толстой, рисунок с натуры», 1897).
Впоследствии благодаря Врубелю Яремич познакомился с художниками «Мира искусства». Как художественный критик, историк искусства и художник-оформитель Яремич работал в журналах «Мир искусства» и «Художественные сокровища России». Среди разнообразия его графических произведений выделяются портретные зарисовки друзей и соратников по «Миру искусства». Портреты Александра Бенуа 1902 и 1904 годов будут показаны на выставке.
Начиная с 1902 года, Яремич сотрудничал с издательством «Общины святой Евгении Красного Креста». Он исполнил ряд заказов, среди которых самые ранние — Обложка для альбома «Музей императора Александра III», состоящего из 12 отдельных фототипий (1903), и Обложка для набора открыток «Петр I», изданных в 1903 году к 200-летию Санкт-Петербурга. Хранящиеся в собрании Русского музея эскизы войдут в состав камерной экспозиции.
С 1904 по 1908 гг. Яремич жил и работал во Франции, посещал Италию. Он изображал исторически значимые места Парижа и окрестностей («Пейзаж. Париж», 1904, «Лев в Люксембургском саду», 1907, «Пруд в саду Тюильри», 1904-1908). В парижский период сложился стиль пейзажей художника. Посетители выставки смогут оценить его самобытную живописную манеру.
По возвращении в Петербург Яремич собрал материал о Михаиле Врубеле и в 1911 году выпустил монографию о своем учителе и друге. Он написал также книги и статьи об Александре Бенуа, Константине Сомове, Николае Рерихе, Валентине Серове и Павле Чистякове. В 1930 году Яремич издал книгу «Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка» со своими примечаниями. Именно Николая Ге художник считал своим главным учителем. Один из рисунков, иллюстрировавших эту книгу, сейчас хранится в собрании Русского музея и будет представлен на выставке.
В живописи и графике Яремича важную роль играл город, где он жил и работал – Петербург, Петроград, Ленинград. Экспозиция представит ряд характерных работ художника, посвященных достопримечательностям любимого города: «Крюков канал в белую ночь. Петербург», 1908, «Екатерининский канал в Петербурге», 1908.
После 1917 года Яремич много и активно работал для сохранения культурных ценностей и развития музейного дела в России. В 1917 он был избран членом Совета художественного отдела Русского музея. С 1919 по 1929 гг. с участием Яремича было проведено 46 аукционов, при этом более 300 произведений искусства передано в дар Русскому музею.
При жизни художника не было организовано ни одной персональной выставки мастера. Единственная выставка состоялась в 1969 году в Научно-исследовательском музее Академии художеств. Русский музей, стремясь исправить историческую несправедливость, познакомит зрителей с самобытным художником на примере его наиболее характерных произведений.
Фото Rusmuseum.ru