Компания «Гермес Тур», уполномоченное агентство «Натали Турс» в Самаре, не перевела туроператору деньги за новогодние туры, полученные от самарских и тольяттинских турфирм. В результате в последний день минувшего года представительство «Натали» в Самаре под угрозой отмены поездок потребовало от многих агентств повторно оплатить туры. Самое удивительное в этой истории то, что оператор позволил работать в долг своему уполномоченному агенту. При этом слухи о плохой кредитной ситуации у «Гермес Тура» ходили на самарском рынке давно, а финансовый контроль в «Натали» обычно очень жесткий. Сейчас, по нашей информации, общий долг «Гермес Тура» перед оператором составляет 13 млн. рублей. О том, что представительство «Натали Турс» в Самаре потребовало у агентств повторной оплаты новогодних туров, 3 января сообщила ИС «Банко». Многим агентствам с большим трудом удалось в короткие сроки собрать немалые суммы. Всего, по информации портала, пострадало около 30 компаний. Сразу же появилось множество комментариев, в которых агентства ругают дистрибутивную систему, выстроенную президентом «Натали» Владимиром Воробьевым несколько лет назад. В рамках этой системы агентства могут бронировать туры «Натали только через уполномоченные агентства, имеющие депозит в размере 100 тыс. рублей. Больше всего турфирмы возмущены тем, что оператор не сообщил о задолженности «Гермес Тура» и не аннулировал неоплаченные туры заблаговременно. Вчера вечером компания «Натали Турс» обнародовала официальный комментарий, в котором утверждается, что «на протяжении более чем 15-летнего сотрудничества турагентство «Гермес Тур» всегда выполняло все финансовые обязательства по оплате заказанных туруслуг за исключением сентября 2010 г., когда между «Натали Турс» и «Гермес Тур» была оформлена рассрочка платежа по ряду текущих заказов». Как утверждает оператор, по заказам в октябре-ноябре оплата производилась в соответствии с тарифами и в установленные сроки. Лишь при финансовом мониторинге оплат «Гермес Тура» по новогодним заявкам в начале декабря было обнаружено несоответствие графика платежей условиям тарифов. От руководства «Гермеса» оператор получил заверение о погашении задолженности до конца года. Однако 31 декабря стало понятно, что обязательства по оплате «Гермес Тур» не выполнил. Задолженность уполномоченного агентства только по уже исполненным заказам превысила 4 млн. рублей. После этого оператор решил расторгнуть договор с «Гермесом» с 1 января 2011 года и аннулировать все туры с вылетами начиная с этой даты. Субагентам «Гермеса», чьи туры были аннулированы в связи с неуплатой, было предложено переоформить туры через компанию «Спутник-Гермес-С», также уполномоченное агентство «Натали» по Самарской области. В общей сложности было переоформлено порядка 40 заказов на общую сумму более 5 млн. рублей от 20 субагентов. 4 заказа (13 туристов) – не переоформлены. В заявлении также утверждается, что «технология бронирования «уполномоченное агентство – субагент – туроператор» допустила серьезный сбой и подлежит коррекции». В компании «Натали Турс» образована рабочая группа под руководством директора по продажам Олега Хигера, в задачи которой входят взыскание долга с «Гермес Тура», выплата компенсаций пострадавшим агентствам, а также налаживание работы агентской сети. RATA-news обратилась за комментариями к самарским коллегам «Гермес Тура». «Думаю, все произошедшее стало результатом полного отсутствия финансовой дисциплины и финансового контроля в компании, - считает исполнительный директор «Спутник-Гермес» Александр Денисов. – При всем моем уважении к руководству этой фирмы так бизнес вести нельзя. Много заявок было оплачено за два месяца до праздников и непонятно, куда делись эти деньги. О том, что у «Гермес Тура» финансовые проблемы, я знаю уже три года. У них большая кредитная история, много помещений перезаложено». Александр Денисов отметил, что компания «Гермес Тур» продолжает работать, а некоторые агентства даже бронируют у нее туры. Хотя все заказы туров «Натали» сейчас перешли к «Спутник-Гермес». Отвечая на вопрос RATA-news о ситуации с повторной оплатой туров самарскими агентствами, г-н Денисов отметил: «По-человечески, если уж ты запрещаешь агентствам работать с тобой напрямую, а уполномоченный агент провалился, надо бы взять на себя финансовые проблемы туристов, а потом уже разбираться с партнером. Но это бизнес, и в «Натали» выбрали другой путь». Александр Денисов напомнил, что обычно у «Натали Турс» очень жесткие условия оплаты: если тур не оплачен в течение двух дней, он аннулируется. Поэтому непонятно, как стала возможной ситуация с «Гермесом». Вероятно, лояльность оператора к этой компании объясняется тем, что директор представительства «Натали Турс» в Самаре Вячеслав Клопов – выходец из «Гермес Тура», у него остались хорошие отношения с директором компании Татьяной Добряковой. Президент компании «Самараинтур» Михаил Сегал выразил сожаления по поводу случившегося с «Гермесом». «Это одна из старейших самарских компаний. Я уверен, что произошедшее - не злой умысел, не желание стырить и убежать. Компания работает, принимает претензии от агентств и клиентов. По слухам, руководство ожидает каких-то денежных поступлений, получив которые сможет рассчитаться с кредиторами. Разговоры о финансовых проблемах «Гермес-Тура», о долгах пенсионному фонду, налоговикам действительно ходили, но в нашем бизнесе, как вы знаете, мало кто не имеет долгов». Г-н Сегал также отметил, что не считает разумным предъявлять претензии к системе продаж «Натали Турс». По его мнению, схема клиент-агентство-уполномоченное агентство–оператор – далеко не самая плохая. «Ситуация, когда к нам приходят московские операторы и начинают работать не через уполномоченные агентства, а напрямую, и таким образом рушить региональный рынок – ничем не лучше, - подчеркнул Михаил Сегал. – Просто в одном конкретном городе один из винтиков этой системы дал сбой. И то, что «Натали», не получая оплату за туры, продолжала работать со своим партнером, на мой взгляд, не преступление. Все же люди 15 лет сотрудничают. «Гермес-Тур» были их первым партнером на самарском рынке». И все же, даже сочувствуя самарским агентствам, трудно отделаться от неизбежного и, к сожалению, риторического вопроса. Если всем игрокам регионального рынка было известно о проблемах «Гермеса», зачем было бронировать через него туры? Ведь в Самаре и Тольятти есть и другие уполномоченные агентства «Натали». Вам это ничего не напоминает?