По случаю праздноания шестой годовщины музея в субботу, 20 июня открылась новая выставка «Самофракия. Тайны великих богов».
После завершения шестого года эксплуатации, Новый Музей Акрополя начинает серию выставок, на которых будут представлены значимые экспонаты, найденные в разных областях Греции в ходе археологических раскопок.
В субботу, 20 июня 2015, в день рождения музея, открыта выставка «Самофракия. Тайны Великих Богов», которая является плодом сотрудничества музея Акрополя с отделом древностей Родопи и Эвроса.
Цель этой и последующих выставок из разных областей Греции - представить необычную тематику, которая будет интересовать современного посетителя, стимулируя его интерес к посещению мест происхождения экспонатов.
Первая тематическая выставка из серии тайн Великих Богов Самофракии насчитывает 252 экспоната (архитектурная часть, скульптуры, вазы, статуэтки, надписи, миниатюры.
В реализации выставки немалая заслуга Димитриса Мацаса, который посвятил большую часть своей карьеры археологическим находкам Самофракии.
Очень рано начали рождаться рядом с культами богов Олимпа мистические культы, доступные только для тех, кто был посвящен после специальных испытаний. Самые известные мистерии древности были в Элевсинии и Самофракии.
Строгая проверка жрецов, запрет на разглашение содержания таинств, не оставляют места для раскрытия большей части информации о древних мистериях. Но в святилище Самофракии раскопали культовые здания, и нашли утварь, которая позволяет формировать представление о таких ритуалах.
Ритуал посвящения совершался вечером, храм был освещен факелами, кандидат должен был принять участие в церемонии очищения, признаться в своих тяжких грехах, принять участие в священной повествовательной речи с мифологическими историями, носить фиолетовый свободный пояс на талии, чтобы стать свидетелем откровения священных символов.
В качестве введения к мистериям Самофракии выбраны находки Микро Вуни, расположенной в нескольких километрах к юго-западу от святилища, где раскопки показали жилища организованной социальной структуры 3-го тысячелетия до н.э.
Особое значение имеет минойский слой. Возможно, древняя традиция мистерий родились на Крите, а оттуда распространилась в другие места.
Выставка представляет две кольцевые структуры святилища. Первый - театральный круг с террасами для стоящих зрителей, алтарь в центре и пьедесталы статуй на периферии. Там был найден золотой лев персидского происхождения, которым, возможно украшали одежду.
Второй круг здания - Купол царицы Арсинои II, которой посвящен Великим Богам между 288 и 270 г. до н.э. Здание Арсинои использовалось для официальных встреч жрецов и проведения летнего фестиваля в святилище Великих Богов.
Святилище Великих Богов было закрыто на западе портиком, на стенах были выгравированы имена жрецов, а в восточной части стояла на дорической колонне бронзовая статуя Филиппа V.
Последним крупным разделом выставки являются экспонаты из некрополя Самофракии: серия чернофигурных ваз, в том числе древние амфоры, глиняные фигурки, серьги, кольца.
Важным элементом выставки является пессос (овальный камень) с запрещающей надписью для выезда в святилище непосвященных.