Падение рубля к мировым валютам не повлияло на объемы онлайн-бронирований авиабилетов и гостиниц, но изменило выбор мест отдыха, показал опрос экспертов, проведенный порталом "Интерфакс-Туризм".
"Резкого падения продаж в связи с изменением курса рубля мы не замечаем, есть небольшое снижение спроса, но оно связано с традиционным ежегодным августовским спадом продаж в туризме", — рассказал порталу CEO онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel.com Владислав Шевцов.
PR-директор сервисов онлайн-бронирования Aviasales и Hotellook Янис Дзенис констатирует рост онлайн-бронирований: "По сравнению с июлем 2014 года количество бронирований выросло на 40%. Прошедший месяц был лучшим с точки зрения выручки. Интересно, что не снижается и интерес к путешествиям: количество поисковых запросов по сравнению тем же периодом 2014 года увеличилось на 73%".
Директор по коммуникациям сервиса бронирования отелей Oktogo Яков Садчиков также отметил, что продажи растут, несмотря на падение рубля к мировым валютам.
В Сочи и Крым вместо Парижа и Рима
При этом эксперты отмечают произошедшую этим летом переориентацию россиян на внутренние направления и резкое падение интереса к Европе. "Заказы перелетов по России составили 73% всех продаж, тогда как в прошлом году достигали лишь 33%. Падение спроса ощущается по всем европейским направлениям, лидеры прошлого лета – Амстердам, Милан, Ницца, Рим, Венеция – не популярны у самостоятельных путешественников этим летом", — рассказал В.Шевцов.
"Доля российских направлений среди всех онлайн-продаж увеличилась до 60-65%. Глобально десятка наибольшее популярных направлений не изменилась, ее возглавляют все те же Симферополь и Сочи, а позиции Барселоны и Тивата значительно ослабли", — отметил Я.Дзенис.
По данным DaTravel, лидерами отпускного сезона в этом году стали Крым и Краснодарский край. Топ популярных направлений из Москвы возглавили Сочи, Анапа, Симферополь и Геленджик. Из региональных центров туристы летят чаще всего в Симферополь, Сочи, Анапу, Москву, Санкт-Петербург, Краснодар и Минеральные воды. А главными "аутсайдерами" лета 2015 стали Рим, Париж и Милан, продажи по этим направлениям на летние даты в 2015 году снизились на 80% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.
В.Шевцов считает, что основная причина популярности российских направлений – более низкие темпы роста цен на авиабилеты. Так, стоимость перелетов из Москвы в Сочи летом 2015 года начинается от 5,6 тыс. рублей, в Анапу – от 5,9 тыс. рублей, в Санкт-Петербург можно улететь за 8,1 тыс., в Симферополь – за 8,3 тыс. рублей.
Туристы экономят на допуслугах
Переориентация на внутренние направления привела и к снижению среднего чека. По данным Aviasales, он составил около 14-15 тыс. рублей. В DaTravel сообщают о снижении средней стоимости одного билета по сравнению с началом сезона на 25% — с 14,9 тыс. до 11,2 тыс. руб. При этом по сравнению с летом прошлого года средний чек вырос на 7%.
По данным экспертов, самостоятельные туристы не стали меньше путешествовать, но стремятся больше экономить. "Люди выбирают бюджетные билеты, перелеты со стыковками, они ограничили себя в заказе дополнительных услуг – покупке страховки, трансферов, билетов на развлечения. Экономят туристы также и на проживании, выбирая отели категории ниже", — отметил В.Шевцов.
При этом основная масса броней в системе Oktogo приходится, как и ранее, на отели 3*, а затраты остаются неизменными, в среднем, 3 тыс. рублей в сутки в России и 5-6 тыс.
рублей в сутки за рубежом.
Эксперты сходятся в том, что реакция туристов на нынешний скачок валют не повторит ситуацию в декабре 2014 года. "Тогда имела место некая истерика, когда вместе с телевизорами люди скупали билеты, и мы наблюдали 200-процентный рост количества обращений. Сейчас потребитель привык к волатильности основных валют и реагирует более спокойно", — считает Я.Дзенис.