Санкт-Петербург называют российской столицей хостелов, и это неслучайно.
Первый хостел в России был открыт именно в городе на Неве в 1992 году, только годом позже хостел появился в Москве. Сегодня столица Северная превосходит столицу официальную по числу этих бюджетных мест размещения, и петербургские хостелы диктуют тренды по всей России.
Согласно данным мониторинга Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга в октябре 2014 года, доля хостелов в гостиничном бизнесе города составляла 8,6%. Их насчитывалось 270-300, малых средств размещения – 1270-1300. Объем рынка хостелов составлял 880 млн рублей в год, мини-отелей – 3,6 млрд рублей. Собственную перепись объектов гостиничного рынка провело Конгрессно-выставочное бюро Санкт-Петербурга. Первый срез исследования показал, что по состоянию на июнь этого года в открытых источниках информации заявлено 1162 места размещения, без учета апарт-отелей и ведомственных гостиниц. 738 из них являются малыми отелями с номерным фондом 3-50 мест, 300 – хостелами. Оставшиеся примерно 28% рынка представляют средние и большие отели.
Эксперты прогнозируют, что к 2018 году число хостелов в Санкт-Петербурге вырастет на 20%. Это одобряется и на уровне Правительства. В одном из интервью председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Инна Шалыто отметила, что открытие новых малых отелей и хостелов, мини-отелей, в которых могут разместиться молодые туристы, очень актуально для города, особенно в преддверии Чемпионатов мира по хоккею и футболу. Действительно, крупные праздники и события часто вызывают всплеск развития бюджетных мест размещения: аналогичная ситуация на рынке наблюдалась накануне и в год 300-летия Санкт-Петербурга.
Благоприятную среду для развития хостелов также создает снижение покупательной способности россиян и переориентация туризма на внутренние направления. В 2014 году число туристов из других регионов России, посетивших Санкт-Петербург, выросло на 10% и составило 3,5 млн человек. С другой стороны, в сложившейся экономической ситуации путешествие в Северную Венецию стало более доступным для иностранцев. Многие из них, даже не сильно стесненные в средствах событийные и деловые туристы, придерживают демократичных взглядов на отдых и сознательно выбирают хостелы. Самым коммуникабельным путешественникам просто по душе их атмосфера и возможность легко завести новых друзей.
Кроме заграничной молодежи и бюджетных туристов из России, среди потенциальных клиентов хостелов – служащие в командировках. Многие предприятия сейчас потуже затягивают пояса и экономят на всем, в том числе на поездках своих сотрудников. Суточные работников, например, МЧС не позволят им без доплаты из собственного кармана поселиться где-либо кроме хостела. Некоторые мини-отели стали осваивать событийное направление и предлагать площадки для проведения групповых встреч и небольших выставок. Развитие в этом ключе также способно принести им новых постояльцев.
Конечно, по предлагаемому номерному фонду лидерство удерживают крупные отели Санкт-Петербурга, то есть гостиницы с 50 и более комнатами. Однако пропускную способность и значимость хостелов не стоит недооценивать: особенно с учетом того, что среди их клиентов, по разным оценкам экспертов, – от 60 до 90% иностранцев. То, каким они запомнят наш город и захотят ли в него вернуться, во многом зависит от качества размещения. Поэтому так хочется, что хостелы Санкт-Петербурга были современными, комфортными, чистыми и дружелюбными