Часто говорят, что Петербург – давно не культурная столица, что связано, ко всему прочему, с нежеланием горожан посещать музеи, театры и другие подобные места. Участники конференции «Музей и проблемы культурного туризма» уверены, что с помощью развития событийного туризма можно вернуть интерес людей к искусству.
Конференция проходит под покровительством Государственного Эрмитажа уже в 12 раз. В этом году в Петербург съехались эксперты туризма и музейного дела из 37 городов мира и семи стран.
Участники мероприятия отметили, что определение Петербурга, как музейной столицы, уже не вызывает туристического ажиотажа, как среди местных, так и среди гостей города. На Северную столицу веет ветер перемен из Европы, где специалисты туриндустрии уже поняли: музей, архитектурные памятники и прочие достояния истории должны остаться в академическом мире. А для простых туристов и жителей города необходимо развивать событийный туризм.
Этот вид развлечений прост: фестивали, выставки, ярмарки и единичные мероприятия, посвященные той или иной теме. Все события обычно происходят на базе музеев, архитектурных или природных памятников. Событие может быть связано с историей, но должно по-другому отражать привычные музейные образы. Самой популярной такой акцией в Петербурге является «Ночь музеев».
«Событийный туризм должен быть не одноразовым. По данным ВТО, Россия занимает первое место по культурному потенциалу, но только 45 место по событийному туризму. Это связано, во-первых, с тем, что в стране не умеют правильно подать свой национальный продукт. А во-вторых, государство намеренно отстраняется от продвижения себя на мировой туристической арене», - прокомментировал ситуацию директор Intercentre Group Travel Company в Берлине Олег Туманов.
Он же добавил, что экономическая выгода от этого вида туризма – огромная, чтобы тратить на него силы государства. Например, в Германии есть города, где только гостями фестивалей и выставок обеспечивается 80-процентная загрузка отелей, такси и прочих служб. Более того, благодаря этому ежегодно появляется 5-7% новых рабочих мест.
Однако для развития событийного туризма мало идеи, нужны те, кто может эту идею реализовать. Иными словами, необходимо подготовить кадры.
«Эти задачи могут решаться в процессе преподавания в университетах таких дисциплин, как «Организация культурного туризма», «Выставочное дело», «Технологии конгрессно-выставочной деятельности» и других смежных дисциплин. Более того, нужно индивидуально подходить к каждому студенту, но часто это не удается, потому что преподаватель следует чиновничьим рекомендациям и методическим разработкам», - считает заместитель декана факультета гостиничного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета Ольга Архипова.
Студенты СПб Университета культуры и искусств, обучающиеся по специальности «Музееведение» не совсем довольны своим обучением, которое носит характер, скорее, академический, чем прикладной. Об этом они пишут в социальных сетях.
Таким образом, для развития событийного туризма необходимо повышать уровень подготовки будущих специалистов в этой сфере.
Однако говорить, что в России совсем не реализуется этот сектор экономики нельзя. Но пока страна служит скорее площадкой для гастролей заграничных событий, как например это будет с «Манифестой», которая пройдет на базе Эрмитажа с июня по октябрь 2014 года. Хороший пример петербургского музея, зарабатывающего на спектаклях, концертах и тематических вечеринках, - это «Эрарта», и то – эти мероприятия, в основном, проходят только для горожан.
«Мы вышли из той эпохи, когда человек определяет сферу своих увлечений логикой. Теперь это определяется через эмоции. Поэтому музей и другие культурные площадки должны стать домом для каждого, своеобразным престижным клубом для избранных. Для этого в музее должны создаваться специальные программы и досуговые вечера», - привел пример самой доступной формы реорганизации российских музеев итальянский профессор Маурицио Винни.
Музей, как храм знаний, архитектурный шедевр, как символ истории, - эти понятия себя изжили. Для того, чтобы петербуржец отправился на выходных в музей, а интурист почаще заезжал в Петербург, городу необходимо развивать событийный туризм. Это комплекс мер, которые начинаются в университетах и заканчиваются в отделе по связям с общественностью каждого культурного объекта. А между этими точками – огромный пласт работы, успешное выполнение которой сможет существенно пополнить бюджет города.