В Музее истории религии начала работу выставка марионеток, изготовленных мьянманскими мастерами в XX столетии.
Куклам в Мьянме приписывались особые мистические свойства: считалось, что через них с людьми разговаривают боги. Сорт дерева, из которого должна быть сделана фигурка, и время ее изготовления определялись специально приглашенным астрологом. Марионетки имели подвижные руки, ноги и голову. Лица тщательно полировались и раскрашивались вручную, прически изготавливались из шелка или натуральных волос. Шлемы и обувь, вырезанные из дерева с особой тщательностью, покрывались сусальным золотом.
Наряды марионеток в точности копировали одежды своего времени и класса. Узоры также вышивались с исключительной тщательностью, использовались дорогие ткани, золотая и серебряная нити. Кукол делали только те, кто проходил особый ритуал посвящения. Как правило, это были сами кукловоды. Когда кукла приходила в негодность, ее не выбрасывали, а совершали церемонию похорон, вследствие чего до наших дней дошло очень немного старинных кукол-марионеток.
В репертуар кукольной труппы входили местные легенды, буддийские джатаки — повести о предыдущих рождениях Будды, эпические сказания и др. Перед спектаклем совершался обряд жертвоприношения риса верховным духам — натам и ритуал освящения сцены. Движения каждого персонажа в спектакле сопровождала своя мелодия, по характеру которой зрители узнавали о появлении конкретной куклы. После пролога игралась пьеса с участием королей, принца, принцессы, министра, шутов и других персонажей.
После завоевания страны англичанами вся Бирма была включена в состав Британской Индии в качестве одной из провинций (1824–1948). Народный театр кукол-марионеток как вид искусства стал постепенно исчезать. Его возрождение началось с 1960-х годов, когда страна встала на «бирманский путь к социализму».
Выставка открыта в разделе постоянной экспозиции «Религии Востока. Религии Индии» до марта 2016 года.
Пресс-служба Музея истории религии
Тел.: +7 (812) 314 58 10, +7 921 349 18 89
E-mail: press@gmir.ru