21 октября в Санкт-Петербурге на VIII Международной научно-практической конференции «Педагогика текста: тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы» ученые обсудят результаты проекта «Апробация учебников». В рамках данного проекта более ста школьников из разных регионов России – участники смены «Литературное творчество» Образовательного центра «Сириус» в Сочи – впервые провели экспертизу учебников русского языка и литературы, которые издательство «Просвещение» готовит к выпуску.
Экспертиза учебников с участием школьников – их главных адресатов – проводится впервые: никогда раньше дети к такой работе не привлекались.
Школьники единодушно отметили инновационный характер учебников, выраженный в оформлении, в структуре учебного материала (на каждую тему отведен один разворот). По их мнению, сложный материал излагается доступно, очень полезны исследовательские, творческие и проектные задания.
«В учебнике много упражнений, требующих творческого подхода, - отмечено в экспертном заключении на учебник русского языка для 10 класса. - При работе с ним приходится часто обращаться к различным словарям и интернет-ресурсам - таким образом, ученик получает навык работы с информацией. В рубрике "Мои исследования" есть задания, для выполнения которых необходимо провести опрос, они помогают развивать коммуникабельность. Хорошо организована структура параграфа: рубрики удобно расположены, их легко находить».
«Материал максимально прост и понятен, - говорится в экспертном заключении на учебник литературы для 10 класса. - Текст лаконичен, стиль и манера повествования удобны для восприятия. Приведены необходимые для размышления цитаты и фрагменты произведений, что облегчает работу учеников и позволяет выполнять задания быстрее. Рубрики "Литературный блокнот", "Литературный фокус", "Справка" помогают углубить и разнообразить материал, создать более полное представление о личностях писателей, узнать их мнения по поводу тех или иных жизненных вопросов».
«Наши юные эксперты подошли к своей задаче со всей ответственностью, - считает заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение» Светлана Красовская. – Они не только выделили достоинства учебников, но и определили, что, по их мнению, нуждается в доработке. Мы получили рекомендации по улучшению структуры учебников, творческие предложения по созданию электронных приложений, по совершенствованию «шлейфа» - например, все единодушно отметили потребность в словарях и справочных материалах».