Если число круизных гостей Северной столице этим летом выросло на 3%, то количество «яхтенных» туристов упало в четыре раза.
Завершающаяся петербургская морская пассажирская навигация - 2015 показывает, что введение обоюдных санкций практически никак не сказалось на круизном туристическом рынке, в то время как продвигаемый в последние годы в России яхтенный туризм ощутил их действие на себе в полной мере, - сообщает наш корреспондент в городе на Неве.
Так, по данным статистики, за 3,5 месяца навигации этого года пассажирский порт Петербург обслужил примерно 420 тыс. круизных туристов и есть все основания полагать, что планы на сезон будут выполнены. В целом за навигацию главный пассажирский порт города, «Морской фасад», должен принять около 230 круизных судозаходов и обслужить 498 тыс. туристов, продемонстрировав рост приема пассажиров в 3%.
Сейчас, в конце августа, можно утверждать о грядущем выполнении плана судозаходов, поскольку в сентябре круизные лайнеры в Питер должны зайти всего 21 раз, а в октябре намечено лишь четыре визита.
По сведениям «Морского фасада», при этом в мае порт принял 70,3 тыс. пассажиров, в июне - 109,2 тыс., в июле обслужил свыше 142 тыс. пассажиров, а за 3 недели августа - почти 90 тыс. В самый «урожайный» месяц навигации, июль, порт дважды принимал по 7 судов одновременно (это максимум), а в один из этих дней, 18 июля, «Морской фасад» обеспечил прием около 15 тыс. пассажиров, установив рекорд за всю историю эксплуатации. Кроме того, в навигацию 2015 года в порт зашло 14 новых судов - почти вдвое больше, чем годом ранее.
В целом же город на Неве в навигацию 2015-го намерен принять 461 судозаход (включая заходы паромов компании St. Peter Line).
По оценке генерального директора петербургской компании Astarta Group Ольги Смычковской, морские круизы оказались гораздо меньше подвержены изменившейся коньюнктуре рынка. «Те, кто располагает необходимыми средствами и ценит комфорт, все равно приобретают круизы. – констатирует она. – Тем более, что на рынке сейчас постоянно присутствуют выгодные как с точки зрения экономики, так и безопасности отдыха предложения».
Согласен с коллегой и Михаил Фельдман, руководитель департамента круизов PAC Group. «На фоне общего падения спроса круизный рынок оказался наиболее устойчивым – динамика продаж этого продукта осталась стабильной. – отмечает он. - В зависимости от экономической ситуации, конечно, могут быть колебания, но они незначительны, а на продажи влияет и наличие специальных акций и предложений, которые мы получаем».
А вот яхтенный туризм от изменений в политике и экономике пострадал куда больше. Так, фактически единственный в Петербурге специализированный на маломерных судах (в частности, яхтах) порт и пункт пропуска форт «Константин» зафиксировал двукратное снижение объемов. По его данным, в 2014 году на начало августа границу в «Константине» пересекли 600 судов, на борту которых насчитывалось около 2,2 тыс. человек, а в этом яхт насчитали менее 300, а количество членов экипажа и пассажиров на них снизилось более чем в четыре раза.
По оценке специалистов, произошло это по причине трений России с Евросоюзом: часть из зарубежных яхтсменов отказалась от планов посещения нашей страны. В связи с этим, а также по причине роста издержек, основной инвестор «Константина» решил заморозить планы по расширению инфраструктуры порта на два года.