Подходящая в Петербурге к завершению морская пассажирская навигация лета-2015 показывает: введение западных санкций практически никак не сказалось на круизном туристическом рынке, в то время как продвигаемый в последние годы в России яхтенный туризм ощутил их действие на себе в полной мере.
Так, по данным статистики, за 3,5 месяца навигации этого года пассажирский порт Петербурга обслужил примерно 420 тыс. круизных туристов, и есть все основания полагать, что планы на сезон будут выполнены. В целом за навигацию главный пассажирский порт города «Морской фасад» должен принять около 230 круизных судозаходов и обслужить 498 тыс. туристов, продемонстрировав рост приема пассажиров 3%.
Сейчас уже можно утверждать о грядущем выполнении плана судозаходов, поскольку в сентябре круизные лайнеры в Петербург должны зайти всего 21 раз, а в октябре намечено четыре визита. По сведениям «Морского фасада», при этом в мае порт принял 70,3 тыс. пассажиров, в июне – 109,2 тыс., в июле обслужил свыше 142 тыс. пассажиров, а за три недели августа – почти 90 тыс. В самый «урожайный» месяц навигации, июль, порт дважды принимал по 7 судов одновременно (это максимум), а в один из этих дней, 18 июля, «Морской фасад» обеспечил прием около 15 тыс. пассажиров, установив рекорд за всю историю эксплуатации. Кроме того, в навигацию 2015 года в порт зашло 14 новых судов – почти вдвое больше, чем годом ранее. В целом же город на Неве в нынешнюю навигацию намерен принять 461 судозаход (включая заходы паромов компании St. Peter Line).
По оценке генерального директора петербургской компании Astarta Group Ольги Смычковской, морские круизы оказались гораздо меньше подвержены изменившейся конъюнктуре рынка. «Те, кто располагает необходимыми средствами и ценит комфорт, все равно приобретают круизы, – констатирует она. – Тем более что на рынке сейчас постоянно присутствуют выгодные как с точки зрения экономики, так и безопасности отдыха предложения». Согласен с коллегой и Михаил Фельдман, руководитель департамента круизов PAC Group. «На фоне общего падения спроса круизный рынок оказался наиболее устойчивым – динамика продаж этого продукта осталась стабильной, – отмечает он. – В зависимости от экономической ситуации, конечно, могут быть колебания, но они незначительны, а на продажи влияет и наличие специальных акций и предложений, которые мы получаем».
А вот яхтенный туризм от санкционных мер пострадал куда больше. Так, фактически единственный в Петербурге специализирующийся на маломерных судах (в частности, яхтах) порт и пункт пропуска форт «Константин» зафиксировал двукратное снижение объемов. По его данным, в 2014 году на начало августа границу в «Константине» пересекли 600 судов, на борту которых насчитывалось около 2,2 тыс. человек, а в нынешнем яхт насчитали менее 300, количество членов экипажа и пассажиров на них снизилось более чем в четыре раза. По оценке специалистов, произошло это из-за введения антироссийских санкции: часть зарубежных яхтсменов отказались от планов посещения нашей страны. В связи с этим, а также по причине роста издержек основной инвестор «Константина» решил заморозить планы по расширению инфраструктуры порта на два года.