ОАО «РЖД» выразило готовность сотрудничать с туркомпаниями, постоянно работающими по перевозке массового туриста по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Москва. В результате совместной работы железнодорожников и туроператоров должны выиграть туристы, считают в РЖД. Об этом во вторник на презентации проекта «Сапсан: предложения для туриндустрии» заявила Елена Деменченко, представитель дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД». Для того чтобы специалисты турбизнеса смогли оценить преимущества нового скоростного экспресса, ОАО «РЖД» совместно с Российским союзом туриндустрии (РСТ) организовали ознакомительную поездку по маршруту Москва-Санкт-Петербург на этом скоростном поезде. Презентация прошла в Санкт-Петербурге, в гостинице «Новотель». Всего из Москвы приехали 29 туристических компаний, также на презентацию пришли представители туркомпаний Санкт-Петербурга. Предложения железнодорожников для туроператоров новизной не отличались – стандартные схемы бронирования, характерные для бронирования отелей и отельных «цепочек». Два варианта: первый - жесткий блок – сроки, оплата и предоплата по строгим договорным обязательствам, вся ответственность за нереализованные места лежит на туроператорах. Второй - мягкий блок - туроператор может отказаться от квоты или части квот, при отказе позже установленного срока – штраф. В договор с турфирмой ОАО «РЖД» предполагают включать целый ряд ответственностей для туроператоров: график функционирования туров, количество туристов в группе (квоты мест), сроки снятия заказов на билеты, виды тарифов на приобретаемые билеты, порядок и сроки оплаты, выкупленных и неиспользованных билетов, и так далее. Сроки подачи заявок определены от 180 до 50 дней. Е. Деменченко подчеркнула, что так выглядит проект, вынесенный на рассмотрение туроператоров, и ОАО «РЖД» готово рассмотреть любые предложения участников турбизнеса. Представители большинства компаний, участвовавших в мероприятии, инициативу приняли положительно, но не безоговорочно. По их словам, туристы бронируют туры за две – три недели, и сроки подачи заявок надо сократить. Одновременно, как считают они, по жестким блокам необходимо предоставить скидки на билеты с учетом рисков туроператоров, рассмотреть возможность сдачи билетов, он-лайн бронирования, а также создание отдельного туристического вагона. Что касается стоимости групповых билетов и многих других нюансов, о которых упоминали работники турбизнеса, то представитель дирекции скоростного сообщения ОАО «РЖД» подчеркнула, что все вопросы будут решаться в индивидуальном порядке. По данным туроператоров, поток клиентов, пользующихся услугами скоростного железнодорожного сообщения между двумя столицами, увеличился. Как сказала «Интерфакс-Туризму» Марина Брискина из агентства «Самолет», с появлением поезда «Сапсан» спрос на поездки Москва-Санкт-Петербург-Москва вырос почти на 100%. При этом приблизительно треть продаж приходится на корпоративных клиентов. По словам Ирины Пироговой, менеджера по бронированию РЖД билетов компании Transtour Travel, «Сапсан» прежде всего рассчитан на группы иностранных туристов, индивидуалов и бизнесменов, а не на массового туриста. Такого же мнения придерживается и руководитель экскурсионного отдела туристической компании «Роза ветров» Елена Чистякова. «Предложение железнодорожников может быть интересно крупным турфирмам, которые выполняют большие объемы и заранее составляют графики отправки туристов, - сказала она «Интерфакс-Туризму». - Вместе с тем, квоты на «Сапсане» - предложение очень актуальное для всех». Как пояснила собеседница, сегодня для приобретения группового билета туроператор обязан платить заявочный и другие сборы, в результате билет обходится дороже, чем покупка его в индивидуальном порядке для каждого туриста. «Однако пока предложение РЖД очень сырое», - заключила Е. Чистякова. С эти согласна и директор представительства компании Tumlare Corporation Елена Русова. «Несмотря на то, что предложение интересное, в этом сезоне оно уже не актуально, слишком поздно, - заметила она. - Можно говорить о следующем сезоне, если будет отработана система бронирования и решены остальные вопросы». О самой поездке на скоростном экспрессе «Сапсан» все туроператоры отозвались с восторгом – поезд удобный и комфортный, уровень обслуживания на высоте. Путешествие в первом и втором классе по уровню комфорта не отличаются, преимущество первого класса состоит лишь в том, что в стоимость билета включены горячее питание, всевозможные напитки, тапочки, беруши и свежая пресса. При этом в поезде есть вагон–бистро, где можно перекусить. Стоимость билетов первого и второго класса отличается примерно в 1,5 -2 раза. С первого июня 2010 цены будут снижены – минимальная стоимость билета в один конец во втором классе составит 1,8 тыс. рублей. Напомним, что скоростной поезд «Сапсан» начал курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом в декабре прошлого года. Сегодня между двумя столицами курсируют 6 пар поездов по 10 вагонов, время в пути от 3 часов 55 минут до 4 часов 45 минут. Общая вместимость поезда 553 человека. За 5 месяцев эксплуатации было перевезено почти 411,5 тыс. человек, причем, если в январе 2010 года услугами скоростного экспресса воспользовались 78,9 тыс. пассажиров, то в апреле уже 123,6 тыс. Прогнозируемый объем перевозок в 2010 году - не менее 9,1 млн. человек. В июле 2010 года планируется запустить еще один маршрут скоростного поезда «Сапсан» - Москва – Нижний Новгород.