Счетная палата обнаружила ряд нарушений при проверке туристических кластеров. Так, в комплексе «Елец» объекты перепрофилированы в магазины, а в «Тункинской долине» еще не сданные павильоны покрылись плесенью. По данным проверки Счетной палаты, которые есть в распоряжении «Известий», из 135 проектов, запланированных в четырех регионах, реализованы чуть более половины, два из них — с нарушением сроков.
Ведомство инспектировало объекты, строившиеся в последние три года. На 40 из них регионам не удалось привлечь инвесторов. Из 25 строящихся на данный момент кластеров в пяти нарушаются сроки. Мешают завершению строительства сложности с инфраструктурой и отсутствие достопримечательностей. Эксперты уверены, что решить проблему способно более активное привлечение бизнеса в такие проекты.
Создание туристско-рекреационных кластеров предусмотрено Федеральной целевой программой (ФЦП) развития туризма, которая стартовала шесть лет назад и должна завершиться в 2018 году. Согласно этой программе в разных регионах России предусмотрено строительство порядка 230 объектов по обеспечивающей инфраструктуре и более 350 — по туристическому направлению. Программа построена на принципах государственно-частного партнерства — на один рубль бюджетных средств должно быть привлечено три рубля частных инвестиций. Из бюджета вложено более 50 млрд рублей. Однако инвестирование государственных средств в некоторых случаях не привело к запланированному результату.
Счетная палата выявила нарушений и неэффективно вложенных средств на 7 млрд рублей. По данным проверки за 2015–2016 годы и истекший период 2017 года, из 43 завершенных инвестиционных проектов ТРК «Елец» в Липецкой области шесть объектов, созданных как туристические, были перепрофилированы инвесторами в магазины, а три объекта на момент проведения контрольного мероприятия пустовали.
«Например, вместо торгово-развлекательного центра с мини-гостиницей и рестораном работает магазин «Пятерочка», вместо спортивного бара — торговые ряды», — говорится в отчете контрольного органа.
При проверке ТРК «Тункинская долина» в Бурятии инспекторы обнаружили, что стены павильонов покрыты плесенью, в цементной стяжке трещины, что может свидетельствовать о низком качестве строительства или использованных материалов либо несоблюдении условий содержания объекта. Это может потребовать дополнительных затрат на восстановление.
Выяснилось, что водозаборные сооружения и сети водоснабжения кластера не эксплуатируются более двух с половиной лет из-за отсутствия заключения органа Госстройнадзора. На строительство сооружений было направлено 172 млн рублей.
Также нарушения выявлены в кластерах «Амур», «Северная мозаика» (Республика Саха (Якутия). В первом сорваны сроки сдачи объектов, а во втором — обнаружили неиспользуемые электросети, простаивающие из-за отсутствия туристических объектов.
Ведомство отметило отсутствие надлежащего контроля со стороны Ростуризма и региональных властей за ходом создания кластеров. Это привело к многочисленным нарушениям законодательства.
В Ростуризме на запрос «Известий» ответили, что по ряду объектов сроки ввода еще не наступили. Реализация мероприятий ФЦП завершается в 2018 году. При этом период окупаемости проектов достигает восьми лет.
— Некоторые показатели ФЦП по четырем указанным кластерам не только выполнены, но даже перевыполнены. Так, например, в Амурской области номерной фонд коллективных средств размещения увеличился на 130,2 тыс. кв. м вместо запланированных 129 тыс. кв. м, — отметили в ведомстве.
Согласно заверениям Ростуризма, эффективность использования средств федерального бюджета при строительстве туристско-рекреационных кластеров в рамках федеральной программы находится под особым контролем. Проводятся проверочные мероприятия и инспекционные поездки. При этом если регионы не исполнят обязательства, взятые на себя в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета, Ростуризм пообещал инициировать применение Минфином России к таким субъектам мер бюджетного принуждения.
В администрациях Липецкой, Амурской областей, а также в правительствах Бурятии и Якутии (Саха) на запросы «Известий» не ответили.
— Чтобы бюджетные средства тратились эффективно, при планировании туристических кластеров надо привлекать бизнес, а не ограничиваться разработками научных учреждений, как это нередко делается, — полагает профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь.
По ее словам, имеет смысл вкладываться в инфраструктуру тех территорий, которые уже привлекают туристов, а не пытаться создать новые кластеры с нуля.
— Приоритет должен быть для людей, которые живут рядом с кластерной зоной, потом — для населения близлежащих территорий, а потом — для всех остальных. Надо понимать, что из Москвы и Санкт-Петербурга мало кто поедет на Сахалин или в Бурятию — там одна дорога будет стоить дороже, чем пребывание, — сказала Галина Дехтярь.
Государственно-частное партнерство — наиболее перспективный способ объединения усилий органов власти и бизнеса для создания объектов туристской инфраструктуры. Однако, как показывают проверки Счетной палаты, этот механизм реализуется не в полной мере.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев