Многочисленность министерств и ведомств, к полномочиям которых отнесены вопросы туризма, размытость и дублирование их функций при отсутствии единого координирующего центра приводят к нерациональному расходованию усилий и средств государства на развитие туризма, говорится в результатах проверки Счетной палаты РФ деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере туризма. Как было отмечено в ходе заседания коллегии Счетной палаты, основными направлениями деятельности государства по развитию туристической отрасли является создание и развитие особых экономических зон туристко-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), включая туристический кластер на Северном Кавказе, а также разработка и реализация туристических целевых программ.
Расходы федерального бюджета по указанным направлениям составили в проверяемом периоде порядка 18 млрд рублей. При этом проверка показала, что многие из этих средств потрачены неэффективно. Кроме того, Счетная палата особо отметила, что несовершенство законодательства в сфере туризма приводит к ненадлежащему исполнению функций государства, в частности, в области защиты прав туристов и обеспечения их безопасности. Так, отсутствие у Ростуризма контрольно-надзорных функций позволяет недобросовестным туроператорам предоставлять недостоверные сведения о своих доходах, что в итоге не позволяет государству предотвращать негативные последствия, связанные с невозможностью выполнения туроператорами своих обязательств, и, соответственно, обеспечивать должный уровень защиты прав и интересов туристов. «У семи нянек дитя без глазу – в случае с туризмом это так и происходит», - согласилась со Счетной палатой Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР).
«Конечно, в идеале хотелось бы отдельное министерство, потому что туризм – это большая отрасль экономики. Пытаться развивать въездной и внутренний туризм, когда законотворческие инициативы отданы в одно ведомство, исполнение этих инициатив – в другое, и есть ещё масса сопутствующих министерств, которые должны всё контролировать – мы в результате получаем то… что получаем», - пояснила эксперт. «Ничего хорошего нет, что нас каждые два-четыре года переводят из ведомства в ведомство. Ведь тем, кто руководит этими организациями, каждый раз требуется время, чтобы вникнуть в вопросы туризма. Впрочем, Минкульту мы все-таки более родственны, чем Минспорту. Например, в Турции туризм тоже относится к Министерству культуры.
Однако сейчас в Минкульте формируется департамент по туризму, и наша задача – обратить внимание, чтобы у него не было меньше и средств, и полномочий, чем раньше. Ведь пока не видно, чтобы туризм был в приоритете», - сообщил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Юрий Барзыкин, вице-президент Российского Союза Туриндустрии (РСТ). Эксперт подчеркнул, что приоритет развития туриндустрии в России пока наблюдается лишь на словах. «По объему федеральных программ туризму выделяется значительно меньше, причем по разрозненным статьям – отдельно просто туризм, отдельно рекреационный, зачем-то отдельно курорты Северного Кавказа. Если сложить в целом все вложения – сумма огромна, но приложения их в разные точки несистемно. В итоге получается лишь вялотекущий процесс, впрочем, подкрепляемый громкими декларациями», - добавил собеседник.
Рассчитывали эксперты и на наделение Ростуризма реальными надзорными функциями, однако этот проект так и остался на бумаге. «Мы рассчитывали, что в новом законе найдет отражение усиление контрольно-надзорных функций Ростуризма как регулятора отрасли, но этого по какой-то причине не произошло. В итоге у Ростуризма сейчас фактически только одна функция – сбор данных, причем у него даже нет возможности эти данные как-то перепроверить. Наглядная иллюстрация того, насколько это неправильно – история с турфирмой «Идеальный мир», которая предоставила Ростуризму неоплаченный договор со страховой компанией, а у Ростуризма не было никакой возможности это проверить», - добавила Майя Ломидзе.