Туристические услуги, основанные на деревенской аутентичности, развиваются в России медленно и «немассово». Как правило, их предлагают семьи, живущие в деревнях и имеющие возможность сдавать дополнительные места в своем же доме. Параллельно они предлагают турмаршруты по окрестностям и приобщение к сельской жизни, если горожанину интересно подоить коров, поухаживать за лошадьми, сварить сыр и т.д.
Турфирмы редко продают такие услуги, обычно сельские усадьбы находят клиентов самостоятельно. Как правило, они популярны у жителей близлежащих городов в формате туров выходного дня. Некоторые сельские усадьбы принимают и гостей издалека, но пока это скорее исключение.
Впрочем, главы общественных объединений по сельскому туризму подчеркивают, что массовость такому виду отдыха и не нужна. «Зеленые дома» в любом случае могут принять у себя ограниченное количество человек. Но развитие таких небольших предприятий позволяет сохранить многие деревни в принципе: создаются рабочие места, появляется стимул для развития местной инфраструктуры.
«Сельский туризм активно развивается в Калининградской и Архангельской областях, Краснодарском крае, на Алтае, в Бурятии, – перечисляет Светлана Копылова, директор АНО «Агентство развития сельских инициатив». – Посчитать количество таких объектов, как и определить размер турпотока невозможно в силу законодательной неопределенности этих услуг. Мы пытались собрать данные по разным территориям, но местные власти не смогли предоставить достоверные сведения. Многие сельские усадьбы стараются не афишировать свою деятельность, потому что боятся проверок Роспотребнадзора, санэпидстанции, налоговой и т.д. Ведь при таких проверках объекты сельского туризма меряют теми же мерками, что и гостиницы, хотя эти виды бизнеса несопоставимы».
По словам владельцев сельских домов, нормы по пространству на человека, организации санузлов, питания гостей и т.д. у гостиниц на десятки и сотни номеров и деревенского дома на несколько человек не могут быть одинаковыми. А особые условия по работе сельских усадеб пока в законах не прописаны.
«Любая сельская усадьба, принимая гостей, их кормит, – приводит пример Лидия Гаврилюк, президент Ассоциации содействия развитию внутреннего и въездного туризма Саратовской области. – Наши предприниматели как-то спрашивали чиновников – нужно ли везти на согласование каждую партию своих блинов для туристов? Получили ответ: блины, конечно, не нужно, а вот молоко, из которого они сделаны, будьте добры, завезите».
«Нашему сельскому туризму способствует географическое положение: рядом находятся Польша и Литва, где это направление развито уже давно, – рассказывает председатель Ассоциации участников сельского туризма Калининградской области Виктория Корнева. – С одной стороны, легче перенимать опыт. С другой – многие жители нашей области уже не раз бывали в этих странах и имеют представление о подобных услугах. По предварительным оценкам, у нас в области работает около 100 сельских объектов, в основном усадьбы».
В России уже есть объекты сельского туризма, которые выделяются на общем фоне. Они, как правило, работают по 5-10 лет и смогли использовать особенности своих территорий для привлечения гостей.
«У нас есть дом, где на первом этаже могут разместиться 13 гостей, – рассказывает Наталья Струсь, руководитель семейного экотуристического конного клуба «Золотая подкова» в Саратовской области. – Мы держим лошадей, кроликов и домашнюю птицу, показываем гостям, как за ними ухаживать. Предлагаем поездки на телеге по сосновой или березовой роще, а зимой – на санях, водим гостей по нашим маршрутам к родникам, панорамным площадкам, в лес по историческим местам. У нас даже есть такая услуга, как предложение руки и сердца на белом коне. Работаем круглый год, хотя в межсезонье клиентов поменьше. Для оживления спроса проводим, например, Масленицу в марте».
В Краснодарском крае представители сельского туризма, помимо проживания, предлагают посещение винных хозяйств. В Калининградской области – сплавы на байдарках. На Алтае во многих усадьбах продвигают гастрономические туры на основе местных продуктов. В селе Солоновка в Алтайском крае семья Кокориных построила на своем фермерском хозяйстве сыроварню и предлагает туристам поучаствовать в изготовлении сыров.
«Мы с мужем принимаем гостей на своей усадьбе с 2005 года, – говорит Наталья Добровольская, хозяйка гостевого дома «Лесная поляна» в Калининградской области. – Она рассчитана на 8 человек, работаем круглый год. Сначала предлагали только проживание. А сейчас – домашние обеды и ужины, которые я готовлю сама, сплавы на байдарках, велосипедные туры, лесные купания, баню и т.д.».
Представители сельского туризма могли бы брать кредиты на развитие, если бы у них был законодательный статус. «Думаю, эта деятельность дает реальный шанс для сохранения сел и их традиций, потому что у нас есть возможность зарабатывать, не уезжая из деревни. Например, наша усадьба – единственный источник доход семьи», – отметила г-жа Добровольская.
В апреле в Госдуму были внесены два законопроекта, предполагающие, в частности, официальное определение сельского туризма, а также включение услуг по продвижению внутреннего туризма на сельских территориях в перечень видов деятельности фермерских хозяйств. Когда у депутатов дойдут руки до этих документов, пока не ясно, но «сельчане» надеются, что законы станут толчком к созданию комфортной среды для развития. Например, в Польше и Беларуси для владельцев сельских усадеб предусмотрен совсем небольшой налог, а для начала деятельности в этом бизнесе достаточно просто уведомить местные власти.
Татьяна Крикун, специально для RATA-news
Фото: RATA-news