Тема создания реестра турагентств не обсуждается сегодня только ленивым. При этом замечу, что что данная тема та же обсуждалась в АТА и на сегодняшний день идея реестра уже реализована в рамках Альянса.
Но в данном случае это всего лишь механизм для проверки агентства на предмет его соответствия принятым нормам и стандартам в АТА.
Между тем, идея введения единого реестра при объединении «Турпомощь» выглядит непродуманной. Во-первых, непонятны смысл и цели появления такого реестра.
Декларируемое тесное взаимодействие с операторами после появления Реестра турагентств не выдерживает никакой критики. В каждой сети такой реестр уже есть. Объединения турагентов также его имеют.
Кроме того, авторы идеи реестра, апеллирующие к отрицательным последствиям дополнительных сборов при вступлении в СРО, предлагают за внесение в реестр платить те же взносы, т.е. опять сборы...
И если в СРО средства компенсационного фонда расходуются на возмещение ущерба туристам согласно законодательства, то на что пойдут сборы за внесение в реестр?
В- третьих, каковы будут критерии внесения в новый реестр, кто его устанавит и проконтролирует? И какой штат должен быть в «Турпомощи» для проверки документов и их соответствия действительному положению дел в каждом агентстве? Кроме того, если турагент прекратил работу - кто это будет отслеживать? Или так и будет и далее числиться в реестре?
У «Туропомощи» сегодня достаточно работы с операторами и туристами. Да и в реестре туроператоров еще значатся ТО с недействительными договорами страхования. Таким образом, вопросов больше, чем ответов.
С реестром туроператоров понятно. Есть финобеспечение, являешься членом «Турпомощи» - внесен в реестр бесплатно. В случае чего - страховая компания оплатит потерянные средства (хотя бы часть), а «Турпомощь» вывезет.
А предлагаемый реестр агентов при «Турпомощи» - как он защитит туриста? В состоянии ли такая кем-то придуманная надстройка решить основную проблему участников туристического рынка - безопасность и надежность туристических агентств и операторов - в силу их подверженности многочисленным внешним и внутренним факторам риска при ведении бизнеса?
По моему мнению эту проблему можно решить или созданием СРО в объединениях как турагентств, так и туроператоров, или страхованием каждого тура.
В первом случае, рынок туристических услуг структурируется, уйдет в прошлое тема «от имени и по поручению», будет создан фонд для защиты всех участников рынка и туристов.
Во втором случае решаются многие проблемы рынка автоматически, но при одном условии - необходимо будет создание структуры аналогичной по сути Агентству по страхованию вкладов (АСВ) в банковской сфере. А у такой идеи много противников в лице страховых компаний и «Турпомощи».
Так что дело за малым - выбрать из трех вариантов:
- Вводим реестр при Турпомощи – тогда все останется как было вместе со всеми проблемами;
- Создаем СРО, и туристический рынок получит импульс к развитию;
- Страхование каждого тура, и мы получим гарантируемую защиту туристов в кризисных ситуациях, но не более того.
Директор по развитию сети турагентств Global Trave