Запретить работу в России европейскому сервису бронирования отелей Booking.com в ответ на антироссийски санкции США и ЕС предложил глава туроператора «Свой туристический сервис» (СвойТС) Сергей Войтович.
Письмо с соответствующим предложением он направил в Минкульт. Эксперты туротрасли аналогичные меры предлагают применить также к американским TripAdviser и Airbnb, что освободит поле для продвижения отечественных альтернативных проектов. Тем более, что они уже были ранее замечены в нарушении российских норм. Туроператоры обращают внимание на абсурдную ситуацию, когда на российской территории гостиничный рынок оказался практически полностью монополизирован западными корпорациями – это не только мешает развиться отечественным проектам, но и подрывает суверенитет страны в этой сфере. Абсурдность ситуации ещё и том, что западные корпорации в ущерб российским получают поддержку у отечественных регуляторов рынка – у Ростуризма и ФАС.
По словам Сергея Войтовича, активное развитие сервиса Booking.com в России практически вытесняет российских туроператоров с «территорий» гостиниц. «Когда мы стали приходить в небольшие гостиницы, нам говорили: мы не очень заинтересованы в российских туроператорах, так как у нас есть Booking.com. И такая ситуация почти везде – группы и деловых туристов гостиницы ещё готовы принимать, но индивидуальные бронирования отданы Букингу», - рассказал Сергей Войтович.
Аналогичная ситуация по его словам сложилась и с крупными отельными цепочками: «Вы придете в любую большую международную сеть – Mariott, Hilton, Hyatt, и не сможете подключиться к системе продаж. По этой причине российский туроператор не может дать хорошую цену ни на одну приличную гостиницу международной цепочки по сравнению с Booking. У него даже нет возможности подключиться к этой системе. А Booking дает хорошие цены и условия российскому потребителю», - отметил Сергей Войтович. В итоге, по его словам, складываться абсурдная ситуация, когда 70% рынка монополизированы и их контролирует западная корпорация.
При этом эксперт подчеркивает, что сервису Booking.com давно не рады во многих странах. «Во Франции сайт обвиняют в ценовом давлении на отели и нарушении антимонопольного законодательства - жалобу в антимонопольную службу подал местный профсоюз UMIH, объединяющий работников ведущих отелей страны. Похожие обвинения были выдвинуты в Германии, Швейцарии, США и Англии. Сервис Booking.com уже был оштрафован почти на $700 тыс. за нарушение закона о конкуренции в Турции», - говорится в его письме в Минкульт. На успешный опыт борьбы Турции с Букингом эксперт также ссылается.
Напомним, год назад турецкий суд приостановил работу голландского сервиса Booking.com и связанных с ним ресурсов на территории всей страны. Физический блокировкой этого онлай-сервиса занялся Совет по информационным технологиям Турции. Решение о блокировке принято по иску Ассоциации Туристических Агентств Турции (TURSAB), которая обвинила сервис в нарушении закона о конкуренции. По словам представителей TURSAB, неправомерные действия Booking.com наносят вред местным турфирмам. При этом в Ассоциации отмечали, что туристы, которые уже забронировали проживание через онлайн-сервс, проведут свой отпуск в штатном режиме. При этом до блокировки, также по инициативе TURSAB сайт Booking.com попал под «санкции» турецких властей – за нарушение закона о конкуренции компанию, предлагающую «гарантию лучшей цены», оштрафовали на 680 тыс. долларов.
В России же пока ситуация развивается «в пользу» этой европейской корпорации. История «туроператоры против Вooking.com» стартовала еще в 2015 году, когда 31 августа турагентство ОнлайнТур подало 2 жалобы в ФАС на эту голландскую компанию. Первая касалась нарушения сервисом бронирования Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», глава 2 (Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция), статья 10, часть 1, пункт 3 (навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора). Суть жалобы состояла в том, что booking.com запрещает российским отелям выставлять в других каналах продаж цены меньше, чем на booking.com.
Вторая жалоба коснулась нарушения Закона №135-ФЗ «О рекламе», глава 1, статья 5, часть 1 (Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.) и часть 3 (Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: 4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара. Как пояснил истец, декларация на сайте Booking.com «Гарантия лучшей цены» и «Бронирование без комиссии» не соответствуют действительности и вводят в заблуждение российских потребителей. К примеру, ОнлайнТур отобрал различные отели в Турциии и провел сравнительный анализ цен на сайте booking.com с ценами ведущих российских туроператоров. У выбранных туроператоров цена туры оказалась ниже, чем на проживание у booking.com, несмотря на то, что в тур еще входил перелет, трансфер, питание и медицинская страховка. Впрочем, и тогда уже по итогам проверки в ФАС сообщила, что booking.com не нарушает российское законодательство. Как отписалась ФАС, «служба не смогла установить «доминирующее положение» booking.com на рынке, в связи с чем антимонопольное законодательство не могло быть применено к сервису».
Однако претензии турбизнеса нашли поддержку и в эшелонах власти – с аналогичной жалобой обратился в ФАС и сенатор Игорь Фомин, который также указывал, что booking.com, пользуясь доминирующим положением, подрывает туристический рынок, контролируя цены и выставляя высокую комиссию. В данном запросе озвучивалась ситуация, что согласно условиям, предусмотренным в контракте с booking.com, отели не имеют права указывать на других площадках более низкие цены. Таким образом, голландский сайт перетягивает на себя значительную долю рынка бронирования, притом что административная и бюрократическая нагрузка на него минимальна, ведь деятельность подобных агрегаторов регулируется гораздо слабее, чем работа туроператоров.
Увы, антимонопольная служба в этом вопросе снова оказалась на стороне зарубежной компании. Основной ее ответ на претензию – сайт booking.comз занимает значительно меньше 50% рынка: «номерного фонда через Booking.com за год сдается в среднем 12-14% всего рынка. Если в нескольких приложениях размещено аналогичное предложение по цене, то только от потребителя зависит, каким он воспользуется при бронировании», - цитируют «Известия» ответ ФАС. Соответственно, никаких признаков недобросовестной конкуренции ведомство не усматривает, и фактически отдает всё регулирование рынка на откуп «невидимой руке свободного рынка».
При этом «коллега» booking.com – американский сайт TripAdviser, как и сам сервис бронирований, оказывались «уличены» в нарушении действующего законодательства России. Оно предусматривает за публичные призывы к нарушению территориальной целостности России наказание в виде штрафа до 300 тыс. рублей, либо лишение свободы сроком до четырех лет. Аналогичное деяние в интернете или СМИ наказывается обязательными работами на срок до 480 часов. При этом, еще в 2015 году, более чем через год после вхождения полуострова в состав России, русская версия портала TripAdviser продолжала «позиционировать» Крым как часть Украины. Потом российская версия была слегка «отредактирована», видимо, чтобы не раздражать российских пользователей и власти: указание на принадлежность Крыма вообще пропало из навигации. Очевидно, таким образом компания пытается «усидеть на двух стульях», соблюдая американские санкционные законы и зарабатывая в России.
С еще одним американским проектом - сервисом бронирований частного жилья AirBnb, вообще был связан громкий скандал: компания демонстративно закрыла офис в России, предпочтя платить налоги за рубежом, однако зарабатывать деньги в нашей стране не прекратила. И в эту гнусную историю успел вляпаться Ростуризм: в июле прошлого года туррынок взбудоражил скандальный меморандум о сотрудничестве, подписанный Ростуризмом с Аirbnb. Возмущение о контактах Ростуризма с этим американским сервисом было столь велико, что тогда целый ряд общественных организаций и профильных ассоциаций турбизнеса, таких как АТА, Деловая Россия и различные гостиничные ассоциации, решили совместными усилиями привлечь контролирующие ведомства, чтобы пресечь деятельность Аirbnb в России. «Нас интересуют простые вопросы о практике – как Ростуризм будет контролировать своего партнера, где будут взиматься налоги, где будут храниться персональные данные туристов, как будут проверяться квартиры, которые будут сдаваться туристам», - прокомментировала тогда корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Елена Кривенкова, член Генерального совета «Деловой России», председатель Комитета по гостеприимству. При этом причина санкций против сервиса в европейских городах, вплоть до Лондона, как раз состоит в практических вопросах, поднятых «Деловой Россией» - контроля за качеством размещения туристов никто не ведет, легальному бизнесу, в первую очередь отельному, наносится серьезный урон, а денежные средства уходят фактически за рубеж «неизвестно куда».
Добавим, что за год политическая ситуация в стране и мире сильно изменилась: Запад усиливает санкционное давление на Россию, что ставит перед руководством страны простую дилемму: либо мы продолжаем играть по чужим западным правилам и проигрываем, либо мы создаем собственные правила и играем по ним. Второй вариант подразумевает развитие собственной экономики, для помощи которой нужен здоровой протекционизм, как в Китае. Для туристического рынка это как раз могло бы быть вытеснение из России трех западных компаний, каждая из которых в своей сфере фактически стала монополистом - Booking.com (бронирование отелей), TripAdviser (отзывы) и Airbnb (краткосрочная аренда жилья). Было бы логичным включить эти сервисы в перечень мер по контрсанкиям, которые сейчас рассматриваются в Госдуме.
«Формально американские сервисы Booking Holdings очень хороши, понятны и доступны для потребителей. Что может и должно быть примером для программистов и разработчиков, но никак не иностранной монополией. В России есть и, при ограничении работы американского сервиса, появятся другие, лучшие отечественные программные продукты сервисов бронирования. Это путь к импортозамещению. Прибыль от работы этих сервисов, оставаясь у российских туроператоров, даст возможность вкладывать деньги и усилия в развитие внутреннего туризма», - резюмировал в своем письме в Минкульт Сергей Войтович.
Фото: Турпром.ру