На о. Киш (Иран) 24 октября 2010 года прошла 89-я сессия Исполнительного совета ЮНВТО - руководящего органа Всемирной туристской организации ООН. В работе Совета приняли участие министры, руководители национальных туристских администраций 27 стран-членов Совета, а также ассоциированные участники. Российскую Федерацию на заседании представлял Заместитель руководителя Ростуризма Александр Радьков. В повестке дня значились вопросы о выполнении решений предыдущего заседания Совета и задачах ЮНВТО на 2011 год, о деятельности организации в рамках ООН, административные, финансовые, уставные и организационные вопросы, а также рассмотрение второго варианта Белой книги и исследования по вопросу о защите прав туристов (потребителей). В своем докладе Совету Генеральный секретарь ЮНВТО Талеб Рифаи коснулся основных вопросов, связанных с последними событиями в секторе туризма, а также проинформировал о деятельности ЮНВТО со времени представления последнего доклада 88-й сессии Исполнительного совета, которая состоялась в июне 2010 года. Как отмечалось в докладе, результаты деятельности сектора туризма в 2010 году свидетельствуют о процессе восстановления, который продвигается более быстрыми темпами, чем ожидалось. После одного из самых трудных периодов для сектора туризма - в 2009 году число международных туристских прибытий сократилось до 880 млн или на 4,2 %, а объем поступлений от международного туризма составил 852 млрд. долл. США (611 млрд. евро) и снизился в реальном исчислении на 5,7 % - данные за первое полугодие 2010 года говорят о явном улучшении ситуации. Согласно собранным со всего мира данным на конец августа, за период с января по июнь 2010 года число международных туристских прибытий возросло на 7%. Этот показатель был достигнут главным образом за счет стран с растущей экономикой, имеющих темпы роста +8 % по сравнению с +6 % в развитых экономиках. В апреле темпы роста были умеренными вследствие закрытия европейского воздушного пространства из-за образовавшегося после извержения вулкана в Исландии облака пепла, но в мае они резко возросли и составили +10%, а в июне - +8%. Имеющиеся данные за июль указывают на то, что тенденция устойчивого роста сохранится. Несмотря на явное улучшение ситуации, к этим показателям роста нужно относиться осторожно, считает г-н Рифаи, потому что они сравниваются с очень слабым периодом 2009 года, когда в январе-июне число международных туристских прибытий сократилось на 8%. В целом, в течение первых шести месяцев текущего года число прибытий составило 421 млн, т.е. на 7% больше, чем в 2009 году, но пока еще на 2% ниже показателя рекордного 2008 года (428 млн прибытий за такой же шестимесячный период). Как отметил докладчик, ЮНВТО ожидает, что во многих турнаправлениях объем поступлений от международного туризма будет несколько отставать от объема прибытий. В посткризисный период объем прибытий имеет тенденцию восстанавливаться быстрее, чем объем доходов (поступлений), потому что туристы путешествуют ближе к дому, в течение более коротких периодов времени и стремятся достичь оптимального соотношения цена-качество, в то время как в сфере предложения усилившаяся конкуренция заставляет цены снижаться. Подобные тенденции проявились после азиатского финансово-экономического кризиса и террористического акта 11 сентября 2001 года. Показатели роста в первые шесть месяцев текущего года существенно различались от региона к региону. Лидирующие позиции по темпам роста за этот период принадлежат Азиатско-Тихоокеанскому региону (+14%) и Ближнему Востоку (+20%), в которых во второй половине 2009 года уже имели место позитивные тенденции. К показателям Ближнего Востока надо подходить осторожно, опять же по причине сравнения с показателями очень слабой первой половины 2009 года. Довольно вялые темпы роста были зарегистрированы в Европе (+2%) как следствие замедления процесса восстановления экономики и недельного закрытия воздушного пространства региона в апреле. В Африке (+7%), единственном регионе мира с позитивными темпами роста в 2009 году, в первой половине текущего года эта тенденция была сохранена, в то время как результаты стран американского континента (+7%) подтверждают процесс восстановления. ЮНВТО оставляет неизменным свой текущий прогноз роста международных туристских прибытий в 2010 году на 3 – 4%. При этом нынешние темпы роста, наряду с улучшающимся глобальным экономическим положением - согласно последним прогнозным оценкам МВФ темпы роста мировой экономики в 2010 г. возрастут на 4,6% после снижения на 0,6 % в 2009 году, - говорят о том, что результаты на конец года будут приближаться к 4% и даже могут превысить эту цифру. Тем не менее, серьезные вызовы сохраняются, считает Талеб Рифаи. Главной причиной для беспокойства остается безработица. Также очевидным вызовом, особенно в Европе, являются дефициты государственных бюджетов. Они привели к постепенной отмене мер стимулирования, введению жесткой экономии и повышению налогов в ряде развитых экономик, являющихся ведущими выездными рынками, многие из которых по-прежнему нуждаются в восстановлении своей экономики. Сам сектор туризма сталкивается с увеличением налогов, особенно в индустрии воздушных перевозок. ЮНВТО постоянно предостерегает в отношении возможного отрицательного воздействия односторонних решений в области налогообложения, которые могут наносить ущерб сектору туризма. Среди тем, затронутых Генеральным секретарем, были также предпринимаемые в настоящее время ЮНВТО усилия по интегрированию туризма в глобальную повестку дня и продвижению «Дорожной карты, ведущей к восстановлению», и основные мероприятия, предусмотренные в программе работы на 2010- 2011 годы и выполненные в период со времени проведения 88-й сессии Исполнительного совета. Участники сессии рассмотрели представленное Талебом Рифаи исследование ЮНВТО о защите туристов (потребителей). Речь идет о разработке проекта нового международно-правового акта в секторе туризма. На протяжении нескольких десятилетий большинство участников туристского процесса, как государственных, так и частных, осознают, что нынешние масштабы развития мирового туризма требуют принятия соответствующих принципов и правил в целях обеспечения защиты населения принимающих стран, туристов, природных ресурсов, окружающей среды и историко-культурного наследия. В качестве примера исследование приводит ситуацию с извержением исландского вулкана, когда из-за задержек авиарейсов туристы вынуждены были пребывать в дискомфортных условиях, ожидая прибытия домой до десяти дней. При этом ЮНВТО отмечала большое число случаев почти полного пренебрежения к туристам как со стороны властей, так и со стороны авиакомпаний и туроператоров. Вследствие высказывавшихся по этой проблеме обеспокоенностей еще в 1999 году, в частности, был создан Глобальный этический кодекс туризма (ГЭКТ). С тех пор ЮНВТО проводит активную работу по продвижению и применению правил и принципов, изложенных в кодексе. Однако для его реализации существуют объективные препятствия. О кодексе по-прежнему мало известно части профессионалов сектора, широкой общественности и даже многим администрациям; крайне незначительно количество законодательных актов, принятых с целью включения содержащихся в кодексе принципов в национальные законодательства; несмотря на обнадеживающие позитивные шаги в некоторых конкретных областях, фактическое соблюдение принципов ГЭКТ остается ограниченным; наконец, редко используется механизм урегулирования споров, предусмотренный в статье 10 кодекса. Как отметил Генеральный секретарь ЮНВТО, существует много причин, которые обусловили возникновение такой ситуации, в том числе скромные ресурсы ЮНВТО в сравнении с масштабами сектора туризма, чрезвычайно широкое разнообразие вовлеченных в туризм или связанных с ним видов участников и деятельности. Но самая главная причина - необязывающий характер ГЭКТ, в связи с чем правительства не включают его принципы в национальное право, опасаясь, что это приведет к нарушению конкуренции и нанесет ущерб туризму и предприятиям страны. Отсутствие международных норм или четких руководящих принципов, регулирующих права и обязанности туристов (потребителей) и организаторов путешествий - в то время как растет количество туристов, турнаправления становится все более разнообразными, появляется все больше генерирующих туристов стран – будет способствовать усилению неопределенности в индустрии туризма. Эта неопределенность сама по себе может создавать препятствия для развития международного туризма, особенно новых турнаправлений или туристских потоков из новых генерирующих стран. В этом контексте ЮНВТО, как считает г-н Рифаи, располагает всем необходимым, чтобы подготовить проект международно-правового акта, который может обеспечить минимальный уровень гарантий для туристов (потребителей), а также организаторов путешествий на мировом уровне. Для того, чтобы данная инициатива имела наиболее высокие шансы на успех, ЮНВТО полагает необходимым досконально и четко определить сферу охвата этого нового международно-правого документа. Идея заключается в том, чтобы во избежание конфликта интересов этот акт в полной мере учитывал интересы других международных организаций, не затрагивал сферы применения, уже охваченные одной или более международными конвенциями, и не включал вопросы, которые уже рассматривались ЮНВТО и вызвали слишком серьезные противоречия между членами Организации, чтобы их можно было преодолеть. На сессии для решения данной проблемы было предложено создать рабочую группу по разработке соответствующего нормативного акта ООН, в которую помимо квалифицированных представителей государств-членов были бы включены эксперты по международному праву, организации поездок, вопросам размещения туристов, в области воздушных перевозок и другие специалисты. Особое внимание на сессии было уделено рассмотрению второго варианта проекта так называемой Белой книги, озаглавленной «Процесс реформирования в целях повышения значимости ЮНВТО», - главного документа, определяющего суть предстоящей реформы Организации. Белая книга - официальный доклад или руководство, в котором поднимаются проблемные вопросы и предлагаются пути их решения. Белые книги используются в целях привлечения внимания к определенным проблемам и для оказания помощи частным лицам и организациям в принятии решений. Данный вариант документа представлен Генеральным секретарем ЮНВТО членам Исполнительного совета с целью продолжить обсуждение, начатое на 88-ой сессии Совета. Положительным аспектом пересмотренного проекта Генеральный секретарь ЮНВТО считает то, что в него включены замечания и мнения, представленные в период с июня по август 2010 года примерно 20 государствами-членами. Процесс обсуждения книги, ведущий к достижению консенсуса, будет продолжаться до тех пор, пока заключительный вариант не будет представлен на рассмотрение Генеральной ассамблеи ЮНВТО осенью 2011 года в Республике Корея. Второй проект Белой книги (БК) подготовлен как в соответствии с принятым на себя Генеральным секретарем обязательством, так и просьбами руководящих органов ЮНВТО о проведении реформ во Всемирной туристской организации с тем, чтобы повысить ее значимость для членов и чтобы она могла более эффективно решать нынешние и будущие задачи в области развития туризма и глобального развития. В нем учтены замечания и предложения государств-членов Организации, каждому из которых была направлена просьба выразить свое мнение о первом проекте. В документе дана оценка глобальному развитию туризма. Во время создания Всемирной туристской организации в 1975 году индустрия туризма только начинала проявлять себя в качестве важного сектора экономики. Тогда было зарегистрировано 222 млн. международных туристских прибытий, из которых 75% приходилось всего на 15 стран, в основном, только развитых. В настоящее время туризм признан важным видом экономической и социальной деятельности в большинстве стран, число международных туристских прибытий возросло более чем в четыре раза и скоро достигнет 1 миллиарда, объем поступлений от международного туризма возрос со скромных 40 млрд. долл. США до 944 млрд. долл. США в 2008 году и составляет сегодня существенную долю международной торговли услугами, вклад туризма в мировой ВВП в настоящее время уже поддается измерению и в целом ряде как развитых, так и развивающихся стран этот показатель в процентном выражении является весьма существенным. Что касается сферы занятости, то в последнее время туризм является одним из немногочисленных секторов экономики многих стран, который обеспечивает возможности для создания новых рабочих мест, особенно для женщин и молодых людей, работников разных профессиональных категорий и уровня подготовки, и для содействия развитию предпринимательской деятельности путем создания малых и микропредприятий. В 2001 – 2010 годах темпы роста создания рабочих мест в секторе туризма в странах ОЭСР, к примеру, превышали темпы роста создания рабочих мест в экономике в целом в два раза. В развитых странах туризм теперь доступен для всех слоев населения благодаря существенному сокращению его относительной стоимости. На долю развивающихся и наименее развитых стран сегодня приходится почти половина всех международных туристских прибытий по сравнению с менее чем 20% в 1975 году, и во многих из них туризм стал главным источником поступлений иностранной валюты и ключевым сектором в сфере обеспечения занятости. Сегодня общепризнанным является тот факт, что туризм - единственная индустрия обслуживания, в которой развивающиеся и наименее развитые страны обладают сравнительным преимуществом. Так называемые растущие экономики также стали важными направляющими туристов странами, и их доля в международном туризме растет. Одновременно со всеми этими важными количественными изменениями на мировой туристской арене, отмечается в проекте Белой книги, со времени образования ЮНВТО 35 лет назад произошли другие фундаментальные изменения. Наиболее важными из них Книга определяет следующие аспекты: * наличие многих, как положительных, так и отрицательных видов воздействия туризма на экологическую и социокультурную области, которое теперь полностью признано, но которому не уделяется достаточного внимания, и потребность в преодолении такого отрицательного воздействия; * растущее осознание многочисленных связей туризма с другими экономическими и человеческими видами деятельности и согласованные усилия в целях стимулирования позитивных связей в местной экономике; * потребность в полной интеграции туризма в национальные и местные стратегии развития для обеспечения действительно значимой роли туризма в общем процессе социально-экономического развития наций и турнаправлений; * более глобальное осознание вклада туризма в преодоление ряда глобальных вызовов, в частности, в сокращение уровня бедности и защиту окружающей среды; * растущее значение внутреннего туризма как в развитых, так и развивающихся странах, необходимость разработки правительствами специальной политики в сфере туризма, принимая во внимание его экономическую и социальную значимость; * признание уязвимости туристской деятельности и участников туристского процесса, включая нанятых работников сектора и население принимающих стран, и возникающая в связи с этим потребность наиболее эффективным образом противостоять внешним угрозам или, по возможности, предотвращать их. В целом, говорится в документе, сегодня существует глобальное понимание необходимости минимизировать воздействие возникающих на рынке краткосрочных вызовов за счет установления долгосрочных принципов устойчивого развития, и эта необходимость должна стать неотъемлемой частью глобальной и национальной политики и стратегий в сфере туризма. В документе дана оценка миссии и значению ЮНВТО. Организация, являясь в настоящее время ведущей глобальной туристской структурой, должна обеспечить лидерство, поддержку и более реальную пользу своим государствам-членам. ЮНВТО также должна продолжать работу по разъяснению важности включения туризма в сегодняшние глобальные и национальные программы развития, что является по-прежнему нерешенной проблемой. Чтобы завоевать лидирующую позицию и быть признанной в качестве лидера международным сообществом и индустрией туризма, Организация должна актуализировать свою деятельность, предвидеть и решать основные проблемы и вызовы, с которыми сектор туризма, вероятно, может столкнуться в следующее десятилетие и далее. Для решения проблем, влияющих на рост, конкурентоспособность и устойчивость туризма, необходимо, чтобы правительства, частный сектор и гражданское общество проводили анализ, обсуждения, разрабатывали согласованные меры и принимали решения, ЮНВТО, в свою очередь, может обеспечивать организацию этих встреч и играть важную, ведущую роль в этом процессе на региональном и глобальном уровнях. ЮНВТО должна в сотрудничестве с членами показать путь к созданию устойчивого сектора туризма, считают авторы документа. Одной из главных своих задач ЮНВТО видит в оказании помощи правительствам в предвидении, определении количественных параметров и понимании вероятных последствий воздействия туризма на национальные и местные экономики, на окружающую и культурную среды, на социальную сферу. И в этом смысле Всемирная туристская организация должна играть ведущую роль, говорится в документе. Решать эту задачу предлагается, во-первых, с помощью разработки методологий, руководящих принципов, политики и аналитических инструментов и методов, позволяющих правительствам предвидеть, определять количественные параметры и понимать текущие и будущие тенденции туризма, возможности развития и вероятные воздействия, независимо от их происхождения или признаков. На их основе и должна разрабатываться государственная туристская политика. Во-вторых, ЮНВТО должна оказывать помощь своим членам путем предоставления им руководящих принципов, направлений, методов разработки туристской политики, а также специальных рекомендаций по применению таких принципов и связанных с ними методологий. В этой широкой области прогнозирования, определения количественных параметров и понимания видов воздействия туризма следует руководствоваться двумя главными целями: повышением конкурентоспособности и обеспечением устойчивости. Поэтому на следующее двухлетие, по мнению авторов проекта, Организация должна поставить во главу угла своей деятельности восемь основных аспектов: 1. Устойчивость туризма с точки зрения обеспечения потребностей охраны окружающей среды, социально-экономического и культурного развития. 2. Рыночные тенденции и прогнозы на краткосрочный, среднесрочный и перспективный периоды. 3. Управление турнаправлениями и методы маркетинга, включая использование новых информационно-коммуникационных технологий, разработку точек ориентира. 4. Аспекты качества, безопасности и защиты в туризме. Частые угрозы, которым подвергается туризм, вынуждают заниматься решением этих проблем, которые все в большей степени беспокоят членов и широкую общественность. 5. Экономический аспект туризма, включая его вклад в создание валового внутреннего продукта посредством использования методологии сателлитных счетов в туризме как на национальном, так и местном уровнях, а также вклад туризма в обеспечение занятости и поддержание платежного баланса. 6. Внутренний туризм, который, несомненно, рос более быстрыми темпами, чем международный и во многих развитых странах имеет большее значение для экономического роста и создания рабочих мест, чем въездной туризм. 7. Занятость в туризме, учитывая высокую трудоемкость деятельности туристских предприятий и уделяемое правительствами приоритетное внимание вопросу создания рабочих мест. 8. Управление в туризме, включая различные уровни государственных административных органов и их отношения с частным сектором и другими участниками туристского процесса, как на уровне национальных, так и местных турнаправлений. Три последних аспекта заслуживают особого внимания, потому что они не входили в перечень основных видов деятельности ЮНВТО до сих пор, однако теперь широко востребованы государствами-членами. Как считают участники сессии, ЮНВТО следует приложить больше усилий для увязывания деятельности в области туризма с достижением Целей развития тысячелетия и особенно с преодолением трех главных глобальных вызовов, включенных в приоритеты Организации объединенных наций, а именно растущего уровня бедности, проблем занятости и изменения климата. Эти вызовы, несомненно, связаны с восемью упомянутыми выше областями работы, однако рассматриваются Книгой как сквозные вопросы, которые должны проходить красной нитью через все программы работы Организации по крайней мере в течение последующих четырех лет. Как отметил в своем выступлении на сессии Заместитель руководителя Ростуризма Александр Радьков, проект Белой книги ЮНВТО в случае принятия на Генассамблее ЮНВТО осенью 2011 года будет имееть большое значение для развития туризма на глобальном и национальных уровнях, серьезно актуализирует работу Всемирной туристской организации ООН и поднимет авторитет Организации. Участники заседания приняли проект решений 89-й сессии Совета, избрали должностных лиц Исполнительного совета на 2011 год обсудили место и дату проведения юбилейной, 90-й сессии.