В Москве принято решение включить в члены Правления Ассоциации «Альянс туристических агентств» город федерального значения Севастополь в лице директора туристической компании ООО «КУРОРТ» Василия Дьяченко. Что собой представляет эта организация и какие задачи она решает в пользу туристических агентств и туристической отрасли в целом, поинтересовались непосредственно у назначенного представителя и члена Правления – Василия Дьяченко.
Что такое Ассоциация «АТА»?
Ассоциация турагентов по развитию туристического бизнеса «Альянс туристических агентств» представляет собой независимое объединение, созданное с целью всестороннего содействия развитию розничного сегмента туристического рынка и защиты интересов его участников.
Его создание является значимой вехой в истории российского туристического рынка. Появление собственного объединения общефедерального масштаба – итог давно назревшей в свое время серьезной внутренней потребности розничного рынка к консолидации и структурированию.
Ассоциация «АТА» подготавливает предложения и рекомендации по вопросам законодательного совершенствования туротрасли, принимает активное участие в подготовке поправок в отраслевое законодательство и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность туристических агентств.
Взаимодействует с другими участниками туррынка, органами государственной власти, общественными и профессиональными объединениями с целью защиты интересов своих членов.
Главными целями и задачами «АТА» являются:
- Формирование цивилизованных конкурентных отношений между участниками рынка, преодоление разобщенности, выстраивание конструктивного диалога с поставщиками турпродукта и их объединениями, а также органами государственной власти, СМИ и потребителями.
- Содействие формированию благоприятных и цивилизованных условий развития розничного сегмента российского турбизнеса, развитие саморегулирования и повышение статуса розницы на туристическом рынке.
- Защита прав и интересов членов Альянса и обслуживаемых ими клиентов во взаимоотношениях с другими участниками туррынка. Юридическая, информационная, консультативная поддержка участников объединения.
- Повышение качества услуг, предоставляемых членами Альянса, разработка и внедрение стандартов и регламентов агентской деятельности, увеличение социальной ответственности турагентского бизнеса.
- Формирование положительного имиджа отрасли среди потребителей, активная работа со СМИ, содействие в проведении маркетинговых, статистических и других исследований туристического рынка.
- Налаживание эффективного взаимодействия с органами государственной власти и представление интересов членов Альянса в госорганах, помощь в совершенствовании нормативно-правовой базы в туристической сфере.
- Представление интересов членов Альянса в международных туристических организациях.
До сегодняшнего дня у туристического ритейла города Севастополя не было собственной площадки для формирования единой четкой позиции по важнейшим вопросам развития и эффективных инструментов влияния на рынок. Объединение усилий крупнейших участников розничного рынка позволит АТА максимально эффективно отстаивать интересы розницы, а также влиять на формирование благоприятных условий развития данного сегмента малого бизнеса в Севастополе.
Как работает Альянс и что делает для достижения своих целей и задач?
- Взаимодействует с другими участниками туррынка, органами государственной власти, общественными и профессиональными объединениями с целью защиты интересов своих членов.
- Подготавливает предложения и рекомендации по вопросам законодательного совершенствования туротрасли, принимает активное участие в подготовке поправок в отраслевое законодательство и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность туристических агентств
- Объединяет информационные, организационно-технические, финансовые и прочие возможности членов Альянса для достижения поставленных задач
- Разрабатывает профессионально-этический кодекс работников турагентского рынка и контролирует его соблюдение членами Альянса
- Организует проведение конференций, семинаров, пресс-конференций и иных мероприятий, посвященных проблемам развития рынка.
- Активно влияет на формирование положительного имиджа туротрасли в глазах общественности.
- Устанавливает и развивает связи с зарубежными туристическими ассоциациями, участвует в работе международных организаций.
- Изучает, анализирует и распространяет среди своих членов передовой опыт зарубежных коллег.
- Осуществляет любую другую деятельность, направленную на достижение целей и задач Альянса. В своей деятельности АТА руководствуется принципами добровольности, самоуправления, равноправия членов, ответственности перед партнерами и законности.
Какая из тем на сегодняшний день одна из самых актуальных для Альянса?
Со вступлением закона в силу закона «О туризме», в законодательной базе туристской отрасли произойдут фундаментальные изменения. Президент Альянса туристических агентств (АТА) Андрей Гаврилов считает, что отраслевой закон, вступающий в силу с 1 января 2017 года, надо доработать и уточнить многие положения.
В частности, впервые введены новые понятия, как детский туризм, система навигации в сфере туризма, туристско-информационный центр и электронная путёвка, определены и разграничены полномочия в сфере туризма между федеральными, региональными и муниципальными органами власти.
Какие-то положения закона вполне устраивают и агентов, и туроператоров, какие-то остаются спорными. В частности, механизм работы от имени и по поручению туроператора.
Есть технические вопросы - как туроператоры будут оформлять доверенности турагенту, потребуют ли туроператоры депозиты.
"Безусловно, нужно дорабатывать еще многие положения. Есть целый перечень поручений президента по итогам двух государственных советов, в том числе по взаимодействию с бизнесом, усилению ответственности, развитию инфраструктуры и так далее. По части из них министерство культуры подготовило законопроекты для внесения в Государственную Думу, и все это касается внесения изменений в наш отраслевой закон", - отметил президент АТА.
Он считает, что надо уточнить вопросы, касающиеся взаимоотношений туроператора и турагента, выдачи доверенности, дополнить понятийный аппарат, чтобы не возникало коллизий и бизнес понимал четкие правила работы.
"То же самое касается разделения ответственности между туроператором и турагентом. Большинство коллег сходится во мнении, что как только деньги перечислены от турагента туроператору, то полностью ответственность переходит на туроператора. С этим соглашается большинство участников рынка. Это надо более детально прописать, - полагает Гаврилов и продолжает. - В любом случае предстоит работа, работы не меньше, чем раньше. Главное, чтобы наш турист получал качественный, доступный и безопасный отдых и в России и за рубежом".
Говоря о реестре турагентов, Гаврилов сказал, что он должен быть создан по аналогии с единым федеральным реестром туроператоров и основные принципы ведения двух реестров одинаковы, хотя есть и различия.
"Реестр будет носить чисто информационный характер. Никаких условий финансовых, по аналогии с туроператорами, здесь нет. Сейчас списки турагентов ведет Роспотребнадзор в уведомительном порядке. Реестр будет носить название "Единый федеральный реестр турагентов", его информационная функция будет заключаться в том, чтобы турист, который приобретает путевку и определенные услуги в том или ином агентстве, мог зайти и посмотреть — есть ли это турагентство в реестре или нет, работает ли оно в рамках правового поля или это случайный на рынке предприниматель и ему не следует доверять свои деньги", - отметил Гаврилов.
Итоги высокого летнего туристического сезона в Альянсе оценивают в целом положительно.
"Фактически расчетные показатели туроператоров выполнены. Операторы понимали, что не будет Турции, и они рассчитывали свою деятельность в летний сезон без турецкого направления. Зимой они понимали, что не будет Египта, если говорить о годовых показателях. То, что в конце высокого сезона Турция все-таки открылась и туда все-таки полетели чартерные рейсы, конечно, поправило экономическую ситуацию, как у агентов, так и у операторов", - сказал Гаврилов.
Хотя, по его словам, и есть определенный спад в количестве поездок за рубеж, в том числе проданных пакетов, отрицательная динамика стала уменьшаться.
"Если раньше мы говорили о спаде 30-40% по некоторым направлениям, то сейчас можем говорить о 10-15%. И если мы получим Египет к зиме и в следующем году в полном объеме будет Турция, то экономические показатели в выездном секторе, безусловно, смогут выйти на положительную динамику и начать восстанавливаться объемы 2012-2013 годов", - считает президент АТА.
Что касается Греции, то здесь по итогам 2016 года рост потока туристов из России будет незначительным, считает Гаврилов.
"В 2013 год был миллион россиян, выехавших в Грецию, по прошлому году - порядка 600 тысяч туристов. В этом году за счет отсутствия определенных стран на рынке цифры чуть-чуть подрастут, но несущественно", - сказал он.
По его мнению, достижение прежних объемов зависит от покупательной способности россиян, цен на туры и решения визовых вопросов.
"В этом случае Греция сможет потихоньку восстановить количество туристов и свой миллион догнать и попытаться пойти дальше. Внутренний туризм в России, безусловно, растет. Есть разные методики подсчета, но чистый туристский поток вырос на 10-15%, не более. Если мы добавим экскурсантов и так далее, то, может, наберем и 50%, но все-таки чистый туристский поток вырос на 10-15%, учитывая все существенные ограничения (на выездной туризм), учитывая расширяющиеся возможности наших регионов, в том числе пляжного туризма" — сказал Гаврилов.
По его словам, операторы, работающие на внутреннем рынке, и гостиницы завершили сезон с прибылью.
"Мы надеемся, что эта тенденция будет закрепляться, но рост зависит от целого комплекса мер, и от развития инфраструктуры, и от рекламы, и от качества обслуживания, и от ценовой и транспортной доступности, - сказал глава АТА и дополнил. - Внутренний туризм можно развивать, если сделать его круглогодичным. Например, в Крыму зимой можно проходить реабилитацию в санаториях. Их надо привести в соответствующий порядок, и эта работа сейчас ведется. В Крыму очень богатое историко-культурное наследие, он не беднее Турции в этом плане. В Крыму есть и историко-патриотические туры, и культурно-познавательный туризм, и гастрономический туризм. И все это круглый год. И, безусловно, санаторно-курортный оздоровительный комплекс".