Уже не первый год Петербург пытается повысить свой статус на туристическом рынке Европы. Номерной гостиничный фонд растет, и это, безусловно, является правильным шагом на этом пути. Однако в зимнее время, несмотря на обилие программ по привлечению туристов в город, большинство отелей заполнены слабо. Одним из способов повышения посещаемости города может являться развитие конгрессного туризма. Однако пока в этом направлении, говорят эксперты, делается недостаточно. Инфраструктуры для проведения форумов, семинаров и конференций в городе не хватает. Строительство конгрессных объектов - бизнес с невысокой рентабельностью, которая малопривлекательна для российских компаний, поэтому они предпочитают вкладывать средства в недвижимость другого назначения. Кроме того, сегодня многие уже заявленные в Петербурге проекты приостановлены в связи с кризисом. На Западе компании более лояльны к конгрессным проектам, но, тем не менее, в большинстве европейских городов собственниками и совладельцами конгресс-центров являются городские и муниципальные власти, которые развивают эту сферу как дающую высокую отдачу в смежных отраслях. Председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости Павел Созинов говорит, что только две гостиницы сети Park Inn могут предложить развитую деловую зону: несколько залов достаточной вместимости - от 60 до 600 мест. «Сосредоточенные в Ленэкспо выставочные площади морально устарели, не спасло положение и открытие несколько лет назад нового павильона. Заявленные новые площадки в районе Пулково, пока остаются только в проектах на бумаге», - сетует он. Олег Барков, генеральный директор Knight Frank St.Petersburg, объясняет неразвитость инфраструктуры для конгрессного туризма в Петербурге тем, что здесь мало развита конгрессно-выставочная деятельность. «В нашем городе проходит достаточно мало мероприятий российского масштаба, в то время как события международного значения практически отсутствуют вовсе (за исключением Санкт-Петербургского экономического форума). С другой стороны, при проведении действительно массовых мероприятий (например, празднование 300-летия Петербурга) ощущался и ощущается дефицит средств размещения. В то время как современные проекты находятся пока в стадии проектирования», - отмечает он. Олег Барков обращает внимание на то, что конгрессная деятельность - это специфический, не совсем доходный (в общем понимании этого слова) вид недвижимости, тесным образом связанный с тем бизнесом, который ведется на его площадях. «Строя и развивая конгресс-центр, инвестор должен четко понимать, кто будет оператором этой конгрессно-выставочной деятельности. По сравнению с другими сегментами данный вид бизнеса более сложный и, может быть, менее доходный. Поэтому большинство таких проектов, реализуемых на данный момент, носят не только коммерческий, но скорее имиджевый характер. В первую очередь, это утверждение касается проекта в Стрельне», - говорит г-н Барков. Генеральный директор ЗАО «ЭкспоФорум» Анатолий Еркулов отмечает, что сегодня для проведения деловых мероприятий используются преимущественно конгрессные возможности отелей и вузов, а специализированных площадок в городе практически нет. «Другая проблема - отсутствие конгресс-холлов значительной вместимости. Сегодня в Петербурге невозможно провести на достойном уровне крупный форум с количеством участников 3000 и более человек. Причем, помимо вместительного и профессионально оборудованного основного зала, необходимо еще достаточное количество дополнительных помещений для секционных заседаний. Их суммарная площадь должна составлять не менее 80% площади основной аудитории. Такое требование, например, выдвигает влиятельная международная ассоциация конгресс-центров (AIPC), куда мы недавно вступили. Естественно, этому условию, в числе многих других, будет удовлетворять конгресс-центр в составе комплекса, который возводит «ЭкспоФорум» ! в районе аэропорта Пулково. Другие конгрессные площадки Петербурга среди членов этой ассоциации не представлены, - рассуждает г-н Еркулов. - Потребность в конгрессных объектах достоверно оценить сложно, поскольку предложение на этом рынке формирует спрос. Местные организаторы конгрессов утверждают, что они готовы проводить в нашем городе мероприятия численностью 3-5 тыс. человек, но пока полноценной площадки такого размера нет, говорить о потенциале рынка можно только в общих чертах».