Сезон-2013 в Петербурге прошел успешно, но без «прорывов»

Число российских и зарубежных туристов в Санкт-Петербурге выросло в 2013 году всего на 3%, составив 6,2 млн. человек. Такие данные привел председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Дмитрий Сачков на встрече компаний и организаций, специализирующихся на въездном туризме.

Она прошла под эгидой Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии. Председатель правления регионального отделения РСТ Леонид Флит назвал сезон удачным, хотя и «не прорывным». Исполнительная дирекция СЗРО РСТ подготовила аналитический материал по его итогам.

 

Несмотря на скромные цифры общего роста турпотока, отдельные сегменты туриндустрии зафиксировали более заметный рост показателей. В 2013 году услугами аэропорта «Пулково» воспользовались 12,8 млн. человек, что больше прошлогоднего уровня на 15,2%. При этом в абсолютных цифрах лидируют международные воздушные линии (7 млн. пассажиров, +14,1%), а по темпам роста – внутренние (5,83 млн. человек, +16,6%). Позитивно настроено и руководство паромной компании St. Peter Line: более 700 тыс. пассажиров перевезли суда в 2013 году. При этом продолжает расти доля туристов из Скандинавии и Прибалтики. В планах компании – активизировать привлечение туристов из регионов Северо-Запада и открыть офис в Москве. В перспективе такая ориентация на внутрироссийский рынок может сыграть на руку компаниям по приему, предлагающим турпакеты по типу паромный круиз + остановка в Санкт-Петербурге.

 

С хорошими показателями закончили год музеи Санкт-Петербурга. Государственный Эрмитаж принял в прошлом году 2 млн. 800 тыс. туристов, 900 тыс. из которых – организованные иностранные путешественники, в основном, из США, Китая, Англии и Германии. Посещаемость Русского музея в 2013 году выросла на 10% – до 1 млн. 120 тыс. человек. У питерских гостиниц – более скромные результаты. Среднегодовая загрузка крупнейших из них составила 65-70%, оставаясь при этом либо на уровне 2012года, либо увеличившись на 3-5%. Самыми «загруженными» месяцами предсказуемо стали для всей отрасли июнь-август, самими «свободными» – декабрь, январь и февраль. Профессионалы гостиничного бизнеса отмечают увеличение в 2013 году доли иностранных постояльцев (от 3% до 8% роста). Количество гостей-россиян при этом либо остается неизменным, либо слегка падает, хотя есть и исключения: Radisson Sonya Hotel в 2012 году принял менее 16 тыс. российских постояльцев, а в 2013 году – почти 21 тыс. Тем не менее во всех отелях Санкт-Петербурга на россиян приходится от 38% до 63% от числа всех гостей. Среди зарубежных постояльцев чаще всего встречались граждане Франции, Италии, Германии, Испании и США. Среди гостей с Востока лидировали китайцы и японцы; особого упоминания среди латиноамериканцев удостоились туристы из Бразилии.

 

По данным петербургского Комитета по развитию туризма, рост числа круизных туристов составил в прошлом году 11% по сравнению с 2012 годом. Рост количества клиентов в 2013 г. наблюдали практически все опрошенные туроператоры. Отдельные фирмы говорят об увеличении объемов вплоть до 20%, хотя в среднем по рынку этот показатель, конечно, ниже. В качестве стран-поставщиков туристов профессионалы называют Германию, Польшу и Китай. Генеральный директор туркомпании «Мир» Валерий Фридман отдельно отмечает США и Латинскую Америку. Генеральный директор «Арктур Трэвел» Елена Мальченок отметила активизацию потоков из Германии как на немецких, так и на итальянских судах. Новыми растущими рынками для въезда туроператоры называют Турцию, Японию, Таиланд и даже Иран и Индию. Как сказал генеральный директор «Лора Тревел» Николай Уржумцев, стало чуть больше бюджетной Восточной Европы (Румыния, Польша). Из традиционных стран-поставщиков в 2013 хорошо «выстрелила» несезонная Бельгия, но называть это тенденцией пока рано.

 

Из жителей СНГ в северную столицу чаще всего едут украинцы и белорусы. В России Петербург очень популярен у жителей Москвы, а также туристов из Поволжья (в частности, Казани и Самары), Зауралья и Сибири, вплоть до Владивостока. Высокую оценку участников получил реализованный в октябре-декабре проект Министерства культуры «Моя Россия: град Петров», оператором которого выступило Северо-Западное отделение РСТ. В его рамках Северную столицу посетили 18 тыс. школьников и учащихся из 29 регионов России.

 

И россиян, и иностранцев интересует, в первую очередь, «классическая программа»: Эрмитаж, Петергоф, Царское Село, другие достопримечательности такого же уровня. Турфирмы, впрочем, все равно стараются расширять ассортимент. Однако, как сказала представитель туроператора «Верса» Мария Буторина, основным критерием выбора всегда была и будет цена, а цена на новые объекты неконкурентоспособна по сравнению со стандартными предложениями. Среди предложений, которые не вписываются в емкое понятие «наследия Романовых», туристы чаще всего интересуются музеем и галереями современного искусства «Эрарта», «Гранд-Макетом Россия», Кронштадтом с обновленным Морским собором, Океанариумом. Школьные группы зачастую в дополнение к классике запрашивают интерактивные программы.

 

Одна из главных проблем Санкт-Петербурга на сегодня – низкая возвратность туристов. Во многом это вызвано транспортной инфраструктурой города. «Этим летом были ситуации, когда туристы отъезжали от «Морского фасада» и сразу вставали в пробку. Простояв больше двух часов, разъяренные, возвращались на корабль, и на вечерние программы по той же причине ездили на переполненном метро», – рассказала Елена Мальченок. Отсутствие необходимого числа парковок и стоянок для туристических автобусов, особенно у Московского, Ладожского, других вокзалов, торгового центра «Галерея», слабость инфраструктуры вызывают беспокойство не только туроператоров, но и музейного сообщества.

 

Другое важное препятствие для увеличения въездного турпотока – стоимость туров: в городе по-прежнему не хватает бюджетных (3*) объектов размещения в высокий сезон; музеи, транспортные компании и учреждения общественного питания постоянно повышают цены. Замыкает тройку «антилидеров» визовая политика России: делать российскую визу для иностранца, по мнению профессионалов турбизнеса, по-прежнему долго, дорого и неудобно. А вот рост курса иностранных валют по отношению к рублю – это, безусловно, позитивный экономический фактор для принимающих туркомпаний.

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Май 25, 2019 - 08:58

 В Санкт-Петербурге стартовал очередной туристический сезон. Сколько, каких туристов и откуда ждут в одном из самых популярных туристических городов России, вместе с экспертами рынка разбирался «Вестник АТОР».

 

Май 23, 2019 - 10:28

Руководитель Ростуризма Зарина Догузова рассказала, что ведомство совместно с Минэкономразвития и участниками рынка разрабатывает большую маркетинговую стратегию по продвижению отдыха в стране.

 

Май 23, 2019 - 01:29

22 мая в рамках II Столыпинского форума прошла тематическая секция «Индустрия гостеприимства» (туристическая отрасль, рестораны, санаторно-гостиничные комплексы и так далее).

 

Май 22, 2019 - 10:06

Различные нововведения, направленные на обеспечение безопасности туристов, напрямую касаются туроператоров. При этом возлагать риски и ответственность только на туроператора в условиях, когда любой турпродукт формируется на стыке множества отраслей, просто нерационально, считают участники рынка.