В рамках II Архангельского международного туристского форума «Северный вектор развития туризма» в правительстве области состоялась тематическая секция «Прикладные исследования и подготовка кадров для инновационного развития туризма».
Актуальность темы связана с тем, что сегодня система подготовки кадров требует новых подходов с учётом современных тенденций, связанных с модернизацией, информатизацией и конкуренцией на рынке туристических услуг. Этот рынок требует наличия качественного продукта и профессионализма сотрудников туркомпаний. Для определения перспективных направлений сотрудничества и прогноза рисков необходимы исследования с привлечением научных и образовательных учреждений. Изучение положительного опыта, лучших практик и инновационных разработок в маркетинге туристических продуктов стало основной практической задачей тематической секции.
Среди наиболее важных вопросов — подготовка кадров для региональной сферы туризма. На этой теме подробно остановилась сотрудник агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области Татьяна Силинская. По её словам, система подготовки кадров для отрасли должна учитывать не только существующие, но и перспективные потребности рынка.
— Специалистов для сферы туризма и гостеприимства выпускают восемь учебных заведений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования региона, — рассказала Татьяна Силинская. — Большинство из этих образовательных учреждений готовят работников сферы туризма по одинаковым стандартам. Получается, что в туристическую отрасль ежегодно приходят выпускники по одним и тем же специальностям, без учёта потребностей рынка. Татьяна Силинская обозначила такие проблемные точки, как чрезмерная академичность образовательных программ при явном недостатке практических навыков у выпускников, недостаточное взаимодействие с зарубежными институтами, имеющими большой опыт подготовки специалистов в сфере туризма, недостаточная квалификация преподавателей в соответствии с международными стандартами, слабое знание иностранных языков педагогами и студентами. Есть и ещё одна проблема, лежащая в мотивационной плоскости: выпускники предпочитают работать в сфере международного, а не регионального туризма.
Оценивая систему подготовки кадров для отрасли, агентством по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области предлагается создать в Архангельске многофункциональный научно-исследовательский и образовательный центр в сфере туризма и гостеприимства как некую экспертную площадку по выработке и оценке подходов в вопросах совершенствования системы подготовки кадров. Кроме того, к оценке качества образовательных программ должны быть подключены эксперты-практики, а профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений необходимо повышать квалификацию. Ещё одно предложение связано с обязательным привлечением к преподаванию специальных дисциплин представителей индустрии туризма.