В Шарм Эль Шейхе все спокойно. По тихим улицам Шарм Эль Шейха с сомнабулическим видом блуждает армия сотрудников местных отелей.
А вот и строители парка динозавров: пристроились в тени 5-метрового подобия гигантского диплодока – не пропадать же добру. Унылая пора, и вряд ли «очей очарованье».
Бурлящий туристами, египетский курорт издавна слывущий «городом мира» из-за огромного числа международных конференций по урегулированию всевозможных кризисов, сегодня и впрямь начинает оправдывать свое второе имя.
Последние месяцы торговля идет ни шатко, ни валко. Да и кто будет покупать? Самые стойкие покинули курорт, не выдержав напора военных и операций, которые они проводят по всей стране. Страшно все-таки.
Жестокое гражданское противостояние вынудило правительства сразу 15 стран объявить Египет страной, не рекомендованной для посещения туристов. Все началось в июле прошлого года, когда египетские военные свергли президента-исламиста.
Сегодня последствия тех дней ощущаются особенно болезненно: по данным Министерства по туризму, в первом квартале 2014 года доходы отрасли сократились практически наполовину по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
О том, что туристов стало в разы меньше, можно без труда догадаться и без математических выкладок. Достаточно выйти на улицы Шарма: несмотря на то, что город по-прежнему отсутствует в сводках зарубежных дипломатов и считается спокойным курортом, иностранная речь практически не слышна.
Страх в прессе нагнетается с новой силой. И тому есть причины. Так, в феврале связанная с Аль-Кайедой группировка взяла на себя ответственность за взрыв бомбы и убийство трех южнокорейских туристов в городке Таба на Синае.
Вслед за терактом Великобритания отправила на курорт на Красном море специалистов службы безопасности, которым поручила оценить степень усиливающейся террористической чумы в регионе и ее последствия. Между тем в самом Шарм ЭльШейхе администрация усиливает меры безопасности. На подступах к отелям полиция с детекторами в руках досматривает все проезжающие автомобили на предмет взрывчатки. По всему городу действуют КПП. Прикомандированные к ним вооруженные сотрудники туристической полиции пристально и с подозрением вглядываются в любого проходящего мимо.
Но словно этого мало, последнее время репортажи из Шарма пестрят сообщениями о том, что то здесь, то там изнасиловали очередную иностранную туристку, приехавшую в этот ортодоксальный исламский регион. В марте пятиздвездный отель лишился лицензии после того, как здесь сотрудник собственной службы безопасности гостиницы изнасиловал 40-летнюю бизнесвумен из Великобритании (как об этом заявила она сама). Примерно в то же время местному полицейскому было предъявлено обвинение в попытке изнасилования российской туристки, в чей гостиничный номер он проник без ее разрешения.
Рекрутинговые компании Шарм-аль-Шейха подтверждают, что проблема достигла апогея. По словам Хазена Хассана, управляющего одним из бутиковых отелей города, «дни наступили суровые». «Мы пытаемся убедить туристов в том, что им нечего боятся и предлагаем изо всех сил провести золотые отпускные недели в месте, которое что ни день становится хитом газетных публикаций. Даже ребенок знает, что в Египте сегодня неспокойно».
Кучка продавцов общается между собой в пустынной бухте Наама, которую так любят туристы. Тема дискуссии – последствия гражданского кризиса, ставящие под угрозу само их существование. «Когда-то дела шли замечательно»,- ностальгирует Ахмед Сайед. «Сегодня мы боремся за кусок хлеба – вот, что с нами сделала революция». По словам Ахмеда, за три дня в его сувенирной лавке не побывал ни один турист.
Египетская туриндустрия, которая обеспечивала стабильные 12% занятости населения, сегодня скатывается в кювет, что сказывается на существовании многих и многих жителей страны.
Сегодня, если город и держится наплаву, то только за счет российских туристов, которых тоже стало меньше. Помимо России, Великобритания остается крупнейшим рынком, обеспечивающим существование объявших Шарм-эль-Шейх курортных комплексов. Сегодня надписи на арабском языке соседствуют с переводом на русский и английский. А на пляжах диджеи «зажигают» на обоих языках.
Отельеры приветствуют новый тренд. «Мы им благодарны и хотим сказать, чтобы они поменьше слушали газетчиков, а поскорее запрыгивали в самолет и к нам»,- смеется один местный житель, занятый тем, что катает хоть каких-то туристов от пляжа к бару. «Вы только посмотрите, как им здесь хорошо: варятся на нашем солнышке вкрутую, как то яйцо, а ночью пляшут до упаду».
В мае в Египте должны пройти очередные президентские выборы, с которыми туристическая отрасль связывает большие надежды на новую, спокойную эру в стране, которая традиционно рекламирует свои пляжи, культуру и историю, называя их не иначе, как «жемчужиной в короне Северной Африки