Швейцарский туристический концерн Hotelplan, владеющий контрольным пакетом акций российского туроператора «Асент Тревел», выставляет их на продажу. Такое сообщение было размещено в среду на официальном сайте швейцарцев. Там же озвучиваются и причины их ухода с российского рынка: его низкая доходность и даже убыточность на фоне повсеместной практики работы в «серую» или даже в «чёрную». Впрочем, все летние программы «Асента» уже проплачены и уход швейцарцев на них никак не повлияет, заверили в компании. Более того, к осенне-зимнему сезону в «Асенте» ожидают нового стратегического инвестора, которым, скорее всего, станет один из западных банков.
Так, планы о продаже всех своих акций Асент Тревел швейцарский туроператор опубликовал на своём официальном сайте в рамках сообщения о ближайших перспективах собственного развития. В частности, компания отметила, что за 2011 год выручка Асент-Тревел увеличилась до €62.6 млн или на 15%, однако операционный убыток достиг €9.7 млн, увеличившись на €5.3 млн по сравнению с прошлым годом. «Россия остаётся трудным местом для ведения бизнеса. Именно по этой причине Hotelplan принял решение продать свой контрольный пакет акций туроператора Ascent Travel», - говорится в докладе холдинга.
Напомним, что о приобретении швейцарским холдингом «Hotelplan» московского туроператора «Асент Трэвел» в размере примерно 51% акций стало известно 05 ноября 2007 года. Тогда, по приблизительным оценкам Эдуарда Кузнецова, экс-президента туроператор «Megapolus», стоимость 100% акций «Асент Трэвел» лежала в интервале от 6 до 10 млн долларов.
Примечательно, что оптимизировать свои инвестиции, причём не только в России, швейцарцев заставил целый ряд факторов. Главными из них называются «революционные» события в Северной Африке, прежде всего – перевороты в Египте и Тунисе, а также стихийные бедствия в Азии, что негативно отразилось на турпотоке. В результате оборот Hotelplan за 2010/2011 год составил 1’390.7 млн швейцарских франков, что на 6.6% меньше, чем год назад. В итоге, чтобы повысить доходности холдинга швейцарцы решились пойти по пути строгой экономии. В частности, сократили число сотрудников в головном офисе, а заодно решили продать свою долю в российском Асент Тревел.
Добавим, что оптимизируют свою деятельность в России и другие туроператоры с иностранным капиталом, стараясь до максимума сократить операционные издержки. Так, в этом году Thomas Cook, обладающий контрольным пакетом акций «НТК Интурист», решил закрыл пять региональных представительств туроператора, сократив, соответственно, и свои полетные программы из этих российских городов. А год назад другой крупный швейцарский холдинг – Kuoni, владеющий в России туроператором «Megapolus Tours», решил вообще вывести свою российскую «дочку» с рынка массового туризма, сконцентрировавшись лишь на индивидуальных бронированиях.
Впрочем, такая участь «Асенту» не грозит: туроператор останется работать в своих сегментах в полноценном объёме, а к осени планирует обзавестись новым иностранным инвестором. «В компании Hotelplan было принято стратегическое решение по прекращению своей деятельности на территории нашей страны. Насколько нам известно, Hotelplan заказал некий экспресс-аудит по оценке российского туристического рынка, и результаты этого исследования его не устроили», - объяснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Евгений Судьбин, гендиректор компании «Асент Тревел». Как пояснил собеседник, исследовательская группа, которая проводила аудит, оценивала перспективы по доходности Hotelplan продолжать операционную деятельность в России в ближайшем будущем. Однако, их выводы оказались неутешительными ввиду того, что сейчас 85% российского туристического рынка находится «черном или сером поле», а иностранцы в таких условиях работать не могут. При этом аналитики, проводившие аудит, отметили, что туристический рынок России в ближайшие 1.5-2 года ожидает мощные потрясения: вероятнее всего произойдёт крупный передел рынка, добавил собеседник.
«В итоге в осенний сезон мы планируем войти уже с новым соинвестором. Тем не менее, Hotelplan сейчас выполняет все свои обязательства по нашей компании, включая финансовые. Вся наша обширная летняя программа уже сформирована, договоры заключены, и уже проплачены. Без изменения останется и вся структура холдинга Асент Тревел. При этом швейцарцы приступили к активным поискам новых владельцев. Скорее всего, инвестор в конечном итоге останется западный», - добавил Евгений Судьбин.
Эдуард Кузнецов, экс-владелец российского туроператора «Megapolus Tours», проданного другому швейцарскому туристическому холдингу Kuoni, согласен, что основная причина ухода иностранцев с российского туррынка заключается в том, что порядка 80% всех его участников используют в своей работе «серые» или «черные» схемы. «Такие схемы, безусловно, оптимизируют стоимость туров, причём до 70-80%, повышая конкурентоспособность таких фирм. Но иностранцы так работать не могут. Более того, иностранные компании не могут работать в России на «упрощёнке», если их доля уставного капитала в компании превышает 25%. Это также повышает их налоговую нагрузку. Также для иностранных компаний обязателен аудит «большой четверки», что недёшево. Существует и множество других расходов, которые не относятся к «черной бухгалтерии», но которые для иностранных холдингов однозначно повышают затраты и снижают рентабельность», - подчеркнул эксперт. По мнению г-на Кузнецова, Hotelplan сможет довольно быстро продать свои акции «Асента» новому инвестору при условии, что не включит в стоимость сделки свои последние инвестиции в эту компанию.