Минтранс России 11 июня предложил болгарским авиационным властям провести внеочередную встречу для обсуждения проблем, возникших с перевозкой туристов авиакомпанией Bulgaria Air из Новосибирска. Переговоры назначены на 21 июня, с российской стороны в них примет участие заместитель министра транспорта Валерий Окулов. Напомним, что авиационные власти Болгарии еще 16 апреля с.г. (копия письма имеется в распоряжении редакции RATA-news) обратились в Минтранс России с предложением обсудить возможность внесения изменений в таблицу маршрутов, указанную в межправительственном соглашении о воздушном сообщении между двумя странами. Ответа не получили. 5 мая написали еще раз (копия есть). Получили отказ. Тогда заместитель министра транспорта Болгарии Камен Кичев обратился к своему российскому коллеге Сергею Аристову с просьбой заменить в таблице маршрутов Пермь на Новосибирск и рассмотреть этот вопрос в максимально сжатые сроки, поскольку время поджимает (копия есть). Кроме того, болгарский замминистра предложил российскому встретиться в Москве или в Софии для обсуждения вопросов сотрудничества. Ответа не последовало. Решение вопроса явно затягивалось. Более того, вплоть до 11 июня представители Минтранса РФ утверждали, что никаких обращений от Болгарии к ним не поступало. В частности, в минувшую пятницу руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов заявил в эфире радиостанции «Вести FM»: «…чтобы внести пункт "Новосибирск" в таблицу маршрутов Bulgaria Air, необходимо провести переговоры на уровне авиационных властей двух стран. В этом году такие переговоры не запланированы, но одна из сторон при желании их может инициировать. А пока такой инициативы от болгарских коллег не поступало...». Как и следовало ожидать, 10 июня, когда должна была начаться программа полетов Bulgaria Air по маршруту Бургас – Новосибирск – Бургас и Варна – Новосибирск – Варна, разразился скандал. Болгарской авиакомпании разрешения на полет так и не дали, причем даже через Казань, хотя она является назначенным перевозчиком на этом направлении. В ночь с 10 на 11 июня туристов из Новосибирска вместо Bulgaria Air в Бургас отвезла авиакомпания «Сибирь». Однако – удивительное дело! – как только Минтранс Болгарии выступил с ультиматумом, предупредив российскую сторону, что может отозвать выданное разрешение на выполнение полетов из Новосибирска на болгарские курорты российским перевозчиком, авиационные власти России тут же отреагировали и предложили переговоры. Благородная «Сибирь». В ту же пятницу 11 июня «Сибирь» распространила пресс-релиз, который мы публикуем полностью, чтобы сохранить для истории. «10 июня этого года к S7 Airlines обратилась авиакомпания Bulgaria Air по вопросу перевозки их пассажиров из Новосибирска в Бургас. Авиакомпании достигли договоренности о перевозке туристов, и S7 Airlines организовала внеочередной рейс, вылет которого состоялся ночью 11 июня в 2:50 по местному времени. В связи с тем, что рейс в Бургас не был запланирован заранее, S7 Airlines была вынуждена внести изменения в расписание собственных регулярных рейсов. Несмотря на это, никаких доплат с пассажиров S7 Airlines не брала. Информация о доплатах, которую распространяют некоторые СМИ, не соответствует действительности. S7 Airlines пошла навстречу болгарской авиакомпании, стремясь помочь российским туристам. Текущих емкостей на регулярных рейсах S7 Airlines из Новосибирска в Бургас и Варну достаточно для удовлетворения всех потребностей в перевозках на данных направлениях. Организация специальных рейсов для перевозки пассажиров Bulgaria Air в будущем проводиться не будет. При этом туроператоры Новосибирска продолжают злостно нарушать права потребителей и продавать турпакеты с несуществующими перелетами Bulgaria Air. Ситуация, сложившаяся вокруг рейсов в Болгарию, как из Новосибирска, так и из Москвы, вызывает большое беспокойство. Ряд туроператоров продает туристические пакеты с перелетом на рейсах авиакомпаний, не имеющих разрешения на полеты, умышленно нанося ущерб туристам, которые фактически становятся заложниками незаконных действий. Эти недобросовестные игроки рынка намеренно создают безвыходную ситуацию, ставя перед фактом назначенных перевозчиков и российские авиационные власти – турпакеты и авиабилеты проданы, туристы уже в аэропорту, авиакомпаниям необходимо срочно выдать разрешения на выполнения рейсов. Для того чтобы обеспечить перелет этих туристов, назначенным перевозчикам приходится либо выдавать разовые разрешения авиакомпаниям-нарушителям, либо своими силами в срочном порядке организовывать собственные рейсы, что зачастую влечет сбои в регулярном расписании полетов. S7 Airlines является назначенным перевозчиком на болгарском направлении, осуществляя регулярные рейсы в Бургас и Варну из Москвы и Новосибирска. Кроме того, для обеспечения существующего и ожидаемого спроса на перелеты в Болгарию в летнем сезоне 2010 года S7 Airlines выдала разрешения на выполнение чартерных рейсов ряду российских авиакомпаний. Важно отметить, что количество заявленных мест на направления Москва - Бургас, Москва - Варна на лето 2010 года существенно превышает ожидаемый спрос, а также объем реально перевезенных пассажиров летом 2009 года. При этом S7 Airlines подтвердила на текущий сезон провозные емкости на указанных маршрутах в объеме на 30% превышающем текущий спрос. S7 Airlines считает неприемлемой ситуацию, когда грубо нарушаются права российских туристов и ставится под угрозу стабильность всего рынка пассажирских перевозок. Авиакомпания будет следить за ситуацией, и призывает ответственных участников туристического и авиационного рынка и регулирующие органы к решительным действиям по отношению к компаниям, которые открыто нарушают закон и права потребителей, предлагая к продаже несуществующие услуги». Поможем, как можем. Вышеупомянутые в пресс-релизе «некоторые СМИ» - это, надо думать, RATA-news, именно наше издание написало о доплатах, которые потребовала «Сибирь» за доставку несостоявшихся пассажиров Bulgaria Air в Бургас. Только вот передергивать не надо: ни слова у нас не было о том, что доплачивать пришлось пассажирам. Дополнительные и неоправданно большие деньги «Сибирь» потребовала с организаторов новосибирской программы. И не только с них. Та же «Сибирь» в пятницу 11 июня и в понедельник 14 июня отвезла в Бургас и Варну пассажиров авиакомпаний «Ямал», «Татарстан» и других, чьи рейсы консолидирует «Авиачартер». Консолидатор был вынужден согласиться с условиями назначенного перевозчика и заплатить на 30% больше цены, которую «Сибирь» дала другим авиакомпаниям. С этими условиями не согласился «Скай Экспресс» и поэтому полетел с пассажирами не в Бургас, а в аэропорт Горна-Оряховица, расположенный в 220 км от морских курортов с соответствующим трансфером. Хотя «Скай Экспрессу» «Сибирь» вполне могла бы дать разрешение, поскольку ему нужны понедельники и пятницы, а назначенный перевозчик по этим дням не летает. На принцип пошел: ни себе, ни людям. И при этом в пресс-релизе, напомним, декларируется стремление помочь российским туристам. Кстати, не все согласны с тезисом, что «количество заявленных мест на направления Москва - Бургас, Москва - Варна на лето 2010 года существенно превышает ожидаемый спрос». Коммерческий директор компании «Авиачартер» Александр Морозов, например, уверен, что дефицит на этих направлениях составляет не менее 30 тыс. кресел. А если дефицит искусственно поддерживать, то стоимость перевозки, разумеется, будет только возрастать.