Авиакомпания Utair может стать первым перевозчиком, дважды за последние годы пережившим угрозу банкротства. Четыре года назад компания благодаря финансовой поддержке основного акционера «Сургутнефтегаза» и властей ХМАО и Тюменской области устояла там, где не смогла устоять значительно большая по размерам и ресурсам «Трансаэро».
На прошлой неделе Utair на переговорах с банками-кредиторами попросила в рамках реструктуризации списать почти половину своего долга перед ними — около 30 млрд руб. В противном случае Utair ждет банкротство, а кредиторов — дыры в финансовой отчетности. Спустя полтора года после банкротства «ВИМ-Авиа», которой банки-кредиторы не оставили ни единого шанса на продолжение работы, просьба Utair кажется излишне смелой. Но с учетом протекции Сбербанка, одного из основных кредиторов, и федерального правительства, заинтересованного в сохранении авиакомпании, перевозчик может получить очередной шанс на спасение.
Дело в том, что «региональная» история развития авиакомпании вместе с федеральным масштабом бизнеса дает ей уникальное положение на рынке, которого не было у «Трансаэро»: в момент крушения в 2015 году второго на тот момент перевозчика его маршруты были привлекательны для других игроков. У Utair же есть хронически убыточная маршрутная сеть между городами Западной Сибири, остающаяся единственным способом передвижения в регионе. Ни один из крупных федеральных игроков не готов «поднять» региональные маршруты Utair в случае ухода компании с рынка. Собеседник “Ъ” на рынке отмечает, что властям ХМАО или Тюменской области будет дешевле создать и содержать новую, сугубо региональную авиакомпанию для выполнения этой социальной функции. Но пока Utair продолжает полеты, тратить бюджетные средства на новую структуру никто не будет, а организационные процедуры в случае банкротства займут время и могут повлечь остановку регионального сообщения.
Второй фактор лежит уже в плоскости кадровой политики Кремля. Министра транспорта Евгения Дитриха и вице-премьера Максима Акимова явно не привлекает возможность повторения судьбы их предшественников Максима Соколова и Аркадия Дворковича, для которых крах «ВИМ-Авиа» стал началом завершения карьеры в правительстве.
Получается, шансы Utair на выживание велики — во многом потому, что никто не хочет брать на себя ее проблемы. Если компания устоит и в этот раз, можно будет утверждать, что она нашла уникальный рецепт устойчивого существования на остро конкурентном низкомаржинальном российском рынке авиаперевозок.
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ