Отраслевой Комитет 16 марта поддержал поправки, внесенные ко второму чтению в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"».В них вошли положения, предусматривающие увеличение финансовых гарантий для туроператоров в сфере выездного туризма и увеличение уставного капитала таких компаний. При этом размер финобеспечения туроператора, работающего в сфере въездного туризма, снижается с 10 млн. до 500 тыс. рублей. Устанавливается также дополнительные основания для исключения сведений о туроператоре из единого федерального реестра туроператоров – по решению арбитражного суда. При этом в случае изъятия сведений из реестра по решению арбитражного суда, туроператор в течение одного года будет не вправе подать заявление о восстановлении записи в реестре. Законопроект также обязывает туроператоров, работающих в сфере выездного туризма и имеющих годовой оборот более 100 млн. рублей, проводить обязательный аудит своей деятельности.
Помимо этих поправок, поддержанных туротраслью, комитет внес также два спорных пункта, которые вызвали серьезные нарекания бизнеса. Первая - обязанность турагентств работать от имени и по поручению туроператора с вступлением в действие с 1 января 2013 года. Вводится также регистрация путевок в электронном виде и передача сведений о реализованном турпродукте в Ростуризм - с той же даты.
Вторая спорная поправка - об обязательном членстве выездных туроператоров в саморегулируемых организациях (СРО) с 1 января 2014 года.
По словам вице-президента Российского союза индустрии Юрия Барзыкина, внесение спорных, до конца не согласованных с турбизнесом поправок говорит о желании властей принять закон «во что бы то ни стало». «Возникает ощущение, что сейчас, когда признана неэффективность руководства отраслью и началось формирование нового правительства, требуется провести эти поправки любым способом, чтобы отчитаться перед начальством. Иначе трудно объяснить спешку с внесением поправок, которые все равно вступают в силу через год и даже более», - пояснил он RATA-news. Да и большинство депутатов, голосовавших за поправки, уверены – главное «что-то» принять сейчас, а потом можно дорабатывать.
Как заметил г-н Барзыкин, сам факт, что рассмотрение поправок неоднократно откладывалось, говорит о неготовности законопроекта. Напомним, второе чтение дважды переносилось Советом Госдумы в конце осенней сессии Госдумы пятого созыва в 2011 г., так как разработчики законопроекта (депутаты Госдумы и Минспорттуризм России) не учитывали мнение ряда министерств и ведомств (Минэкономразвития России, ФАС России) и не прислушивались к возражениям представителей бизнеса (ОПОРА России, ТПП РФ, РСТ, АТОР), которые предлагали исключить из законопроекта ряд положений, нарушающих права участников рынка. Прежде всего, это касается предложений по исключению из действующего отраслевого закона положений, предусматривающих реализацию турагентом от своего имени турпродукта, сформированного туроператором, на основании соответствующего договора. На это раз крайне нежелательная для турбизнеса поправка была комитетом Госдумы все-таки внесена.
«Это – грубейшее нарушение интересов турбизнеса. Не говоря уже о том, что, например, поправка, обязывающая агентства работать «от имени и по поручению», распространяется, в том числе, и на внутренний и въездной туризм, где такой необходимости нет по определению. Это идет вразрез с недавним заявлением президента о поощрении внутреннего и въездного туризма. И мы будем писать об этом премьеру и президенту», - сказал г-н Барзыкин.
Уже в пятницу, как только стало известно о внесении пакета поправок, РСТ обратился с письмом к руководителю аппарата правительства РФ Антону Вайно, в котором подробно отражена позиция отраслевого союза по этому вопросу.
По мнению экспертов, мера по прикреплению агентств к туроператорам не отвечает реальным потребностям туристического рынка. Это приведет к уходу из сферы законодательного регулирования значительного числа розничных продавцов турпродукта, большинство мелких и средних агентств вынуждены будут прекратить свое существование, снизится конкуренция на рынке туруслуг, ограничится возможность выбора турпродукта потребителем, но при этом не повысится правовая защищенность туристов.
Сейчас между оператором и агентом заключаются различные договора: агентирования, комиссии, купли-продажи, возмездного оказания услуг и других смешанных видов. Схема работы только «от имени и по поручению» туроператора на туристском рынке практически не применяется ввиду ее очевидных отрицательных последствий, как для туроператоров, так и для агентов.
Включение положения о СРО в поправки ко второму чтению меняют саму концепцию законопроекта и в первом чтении не рассматривались. Очевидно, что издержки на членство в СРО будут включены в цену туруслуг для конечного потребителя, что резко понизит конкурентоспособность российских компаний, особенно малого и среднего бизнеса.
Тем не менее, РСТ выступает за использование деталей и элементов СРО, но это должен быть хорошо продуманный механизм. И, несмотря на переход к саморегулированию туриндустрии, государство не должно уходить из этой сферы, поскольку цена вопроса - безопасности потребителей. Прежде всего, надо разработать порядок формирования и расходования компенсационного фонда, его пополнения (в том числе за счет страховых компаний), механизмы оперативной помощи и эвакуации туристов, распределения компетенции и ответственности государства и бизнеса, примерные стандарты деятельности по различным видам туризма и целый ряд других нормативно-правовых документов. Ничего этого в настоящее время не предложено, а без этого сложно прогнозировать и просчитывать эффективность деятельности СРО.