Сколько может потерять российский въездной туризм из-за коронавируса в Китае

Российский въездной туризм может оказаться перед лицом серьезных потерь уже в межсезонье из-за ограничений китайских властей на продажу туров за рубеж. Игроки рынка надеются, что к марту ситуация прояснится и фактический запрет на выезд для организованных путешественников в Китае не затронет самые массовые, летние, бронирования.

Напомним, еще 24 января 2020 г. китайские власти выпустили официальную рекомендацию туристическим компаниям о прекращении продажи туров внутри страны и за рубеж. С 28 января 2020 г. въезд организованных туристических групп из КНР в Россию не осуществляется. Ограничение является де-факто бессрочным – «до нормализации обстановки».

Хотя власти КНР не установили запрета на осуществление индивидуальных туристических поездок, однако ведущие online-агрегаторы бронирования КНР (Ctrip.com, Tuniu.com и др.) отключили сервис по заказу билетов на зарубежных направлениях, в т.ч. и на Россию (предварительно – до 9 февраля).

Со стороны России также последовали ограничения на перемещения граждан между странами: сейчас закрыты автомобильно-пешеходные пункты пропуска на китайской границе с 5 областями России и ограничено железнодорожное сообщение, ряд российских авиакомпаний отменили рейсы в Китай и из Китая до стабилизации ситуации.

Обслуживание туристических групп китайских граждан в РФ туроператорами ведется по плану. По данным крупнейших игроков рынка въездного туризма, опрошенных «Вестником АТОР», последние китайские организованные группы покинут Россию в первых числах февраля 2020 г.

Исходя из того, что Китай последние несколько лет является главным поставщиком классических туристов в Россию, складывающаяся ситуация с коронавирусом ставит вопросы о масштабах потерь бизнеса въездного туризма в России.

СКОЛЬКО И КАКИХ КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ ПРИЕЗЖАЕТ В РОССИЮ

Главным поставщиком классических туристов в Россию по итогам трех кварталов 2019 г. остается Китай. За 9 месяцев 2019 г. в нашей стране побывало с туристическими целями 1,3 млн туристов из Китая, что почти на 21% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Всего же, согласно данным Пограничной службы ФСБ России, за три квартала 2019 г. в России побывало 1,9 млн граждан Китая.

Статистики за 2019 год в целом еще нет, но, по предварительным прогнозам, за весь 2019 год Россию посетили порядка 1,27 млн организованных туристов из Китая, въехавших по групповым безвизовым спискам.  

По данным объединения «Мир без границ», в составе организованных туристских групп по т.н. «групповым безвизовым спискам» из общего количества китайских граждан, въехавших в Россию за первые три квартала 2019 г., прибыло 1,041 млн человек (рост 15,2% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.). Это 54,8% от общего количества граждан КНР, посетивших РФ. Остальной китайский турпоток – это около 250 тыс. индивидуальных туристов и приграничные перемещения с целью личного шопинга и бизнеса.

Лидерами по приему организованных туристов из Китая в России являются Москва, Санкт-Петербург, Приморский край и Амурская область. За 9 месяцев 2019 г. Москву и Петербург посетили почти 642 тыс. туристов (рост 29,6% в сравнении с аналогичным периодом 2018 г.). Турпоток из Китая в Иркутскую область вырос на 4% (53 тыс. прибытий), на 16% увеличился въезд в Амурскую область (почти 100 тыс. визитов). При этом число прибытий организованных туристов из КНР в Приморский край снизилось до 153 тыс. посещений (-12%), зато здесь увеличилось число самостоятельных путешественников из Китая.

Стоит отметить, что китайский туристический рынок является для России не только самым массовым, но и самым проблемным. По некоторым оценкам, до 50% организованных туристов из Китая обслуживается в России «серыми» китайскими компаниями. Это самые бюджетные туристы, доходы от приема которых идут преимущественно китайской стороне.

В части «серого» турпотока основные потери, таким образом, придутся на китайские компании, но серьезно пострадают от снижения загрузки российские объекты размещения, с которыми они сотрудничали – зимой это скажется преимущественно на Байкале.

Рассуждая о потерях классического российского турбизнеса (российских туроператоров по въезду), надо иметь в виду, что на него приходится около половины организованного турпотока из КНР – речь идет о годовом объеме порядка 600 тыс. туристов из Китая.

По данным опрошенных «Вестником АТОР» туроператоров, туристы из Китая приезжают к нам в составе групп 10-44 человека. В среднем, группа обычно насчитывает 30 человек. Организованные туристы из КПР находятся в России 7-10 дней, усредненный показатель – 8 дней.

По информации туроператора «Тари Тур», средняя стоимость тура (8 дней/7 ночей, гостиницы 4*, экскурсионная программа и трехразовое питание, в группе из 30 человек) в Россию, по данным участников рынка, для одного китайского туриста обходится в 1000 долларов США (без перелета).

Однако в межсезонье есть и более дешевые туры. «Если группа 30 чел приезжает в низкий сезон, Москва- Санкт-Петербург 7 дней, 3*, при этом запрос получен, предоплачен и обработан за 2-3 месяца до заезда, стандарт питания 10 долларов, то сутки будут стоить около 100 долларов, то есть весь тур - 700 долларов США на человека без учета авиабилетов», - рассказывает Михаил Вовченко, руководитель отдела Китай туроператора UTS.Russia.

МЕЖСЕЗОНЬЕ БЕЗ ТУРИСТОВ ИЗ КИТАЯ: ОБЪЕМЫ ВОЗМОЖНЫХ ПОТЕРЬ

Зима и начало весны считаются «низким» сезоном в отношении китайского организованного турпотока. В первом квартале 2019 года в Россию приехали по групповым безвизовым спискам около 120 тыс. организованных туристов из КНР.

Китайские компании сейчас аннулируют поданные заявки на прием в России групп их клиентов. На 28 января, по данным «Мира без границ», были аннулированы туры для более чем 9 тыс. туристов, аннуляции продолжаются каждый день.

По агрегированным данным туроператоров по въезду, в феврале в Россию должны были приехать около 45 тыс. организованных туристов из Китая. Примерный объем общих потерь «белого» турбизнеса в случае аннуляции всех заявок (авиакомпании, туроператоры, гостиницы, точки общепита) – 40-45 млн долларов. По подсчетам «Вестника АТОР», если в марте карантин продлится, Россия не досчитается еще около 50 тыс. туристов из Китая (потери еще в 40-50 млн долларов США).

Общие максимальные потери турбизнеса, обслуживающего въездной поток из КНР, за I квартал 2020 г., таким образом, могут составить до 100 млн долларов США (без учета потерь объектов, задействованных в программах «серых» китайских туроператоров).

МОГУТ ЛИ СПАСТИ СИТУАЦИЮ ГОНКОНГ И ТАЙВАНЬ?

У туроператоров, тем не менее, остаются туристы не из континентального Китая. Например, в Россию сейчас продолжают ехать организованные туристы из Гонконга – на них пока запрет властей континентального Китая не повлиял.

Их обслуживание более выгодно для туроператоров для одного туриста средняя стоимость группового тура (перелет, 8 дней, отель 4*, экскурсионная программа, питание) составит 1300 долл. за пакет. При этом туристы из Гонконга гораздо больше тратят в России, чем туристы из КНР. Однако гонконгских туристов в межсезонье в Россию едет мало – ожидается, что всего порядка 3500 человек посетит РФ до конца марта.

Не ограничен и въезд в Россию туристов и с острова Тайвань. Тайваньские группы также считаются высокодоходными, но туристов оттуда приезжает в I квартале меньше, чем из Гонконга – в этом году до марта ожидается около 1500 человек.

«Если нам удастся частично компенсировать отток китайских «континентальных» туристов за счет привлечения дополнительных туристов из Гонконга и Тайваня, это будет большой успех», - говорит Игорь Кузьмин, управляющий директор туроператора «Тари-Тур».

КАКИМ БУДЕТ ЛЕТО – С КИТАЕМ ИЛИ БЕЗ?

Сроки карантина по «уханьскому коронавирусу» пока неясны. Туроператоры, занимающиеся приемом туристов из Китая, не торопятся прогнозировать потери от оттока китайских туристов до марта.

На данный момент в некоторых компаниях уже получили заявки на лето, но пик запросов по группам из КНР приходится на март. В том случае, если к этому месяцу ситуация не прояснится, организация летних поездок для Китая будет более проблематичной, т.к. поиск перевозки и размещения будет проходить в «авральном режиме», предупреждают туроператоры.

«Если ситуация будет ясна до конца марта (положительный сценарий, отмена запрета на выезд), то запросы пойдут в апреле-мае. Не исключено, что те, кто не запросился весной, перенесут туры на осень, то есть сезон продлиться и в ноябре - декабре. При негативном развитии событий, т.е. продлении запрета, и говорить не о чем»,- говорит Михаил Вовченко, руководитель отдела Китая компании UTS.Group.

На данный момент туроператоры не фиксируют отказов их китайских партнеров от заездов на летний период (май – сентябрь). В этот период Россию, как ожидается, посетит более 900 тыс. организованных туристов из Китая (с учетом годового прироста турпотока на уровне 10%).

Российские туроператоры подчеркивают, что ограничения для китайского турпотока отразится не только на них, но на многих отраслях российского бизнеса. Это, в первую очередь, отели, авиакомпании, а также экскурсионные компании.

Так, «Уральские авиалинии» уже сообщили об оптимизации перевозки, отменив рейсы из Екатеринбурга в Мюнхен, Париж и Рим, а также из Владивостока в Саппоро. В «Уральских авиалиниях» пояснили, что на этих направлениях традиционно присутствует большое количество организованных туристических групп из Китая. Ранее авиакомпанией были отменены рейсы авиакомпании в Хайкоу из Екатеринбурга и Тюмени, а также в Ордос и Сиань из Екатеринбурга. Полетная программа в Пекин и Харбин сохраняется.

Пассажирам, купившим билеты в Европу, авиакомпания «Уральские авиалинии» предлагает альтернативные варианты перелетов со стыковками в Москве и Праге. На рейсах авиакомпании: Жуковский-Рим, Домодедово-Мюнхен, Екатеринбург-Прага и далее в сотрудничестве с Czech Airlines: Прага-Париж, Прага-Рим или вынужденный возврат без штрафов и удержаний.

Так, авиакомпания Nordwind, которая выполняла заказные чартерные рейсы для китайских туроператоров, также сообщила «Вестнику АТОР» об отмене полетных программ. В частности, отменены рейсы по маршрутам Санкт-Петербург - Ханчжоу, Иркутск – Гуанчжоу. Отменила свои рейсы в Китай и авиакомпания iFly.

По имеющимся данным, флотилия Radisson сейчас прекратила обслуживание туристов из Китая. Речные программы Radisson активно использовались российскими туроператорами.

КТО ЕЩЕ ОСТАНЕТСЯ БЕЗ КИТАЙЦЕВ И К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕДЕТ

Несмотря на серьезную ситуацию, которая складывается в России после ограничений китайских властей на продажу туров в другие страны, более печальные последствия грозят турбизнесу других стран, еще более зависимых от въездных туристов из Китая.

В первую очередь пострадают Таиланд (принимает около миллиона туристов из Китая только за 1 месяц), Япония (порядка 750 тыс. в месяц), Вьетнам (порядка 600 тыс. туристов из КНР в месяц), Япония, Индонезия (около 200 тыс. в месяц).

В этих странах из-за резкого уменьшения потока с главного въездного рынка серьезно пострадает от недозагрузки отельный сектор, а также местные принимающие компании.

Хотя пока российские туроператоры не отмечают существенного влияния «китайского вирусного кризиса» на цены на этих направлениях, аналитики полагают, что вскоре ситуация может измениться – в отсутствие массового китайского турпотока для повышения своей загрузки отели этих стран могут начать выпускать спецпредложения для других рынков.

Фото: Вестник АТОР

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Октябрь 8, 2024 - 05:57

«До нас дошли слухи, что Пхукет будет требовать от каждого своего гостя наличия на банковском счете 300 тыс. бат. Туристическая ассоциация Пхукета хотела бы разъяснить ситуацию.

 

Октябрь 6, 2024 - 04:52

В состав туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ) могут разрешить включать акватории водоемов. Такое решение позволит создавать в рамках ОЭЗ яхтенные марины.

 

Октябрь 5, 2024 - 06:29

Российские туристы интересуются условиями аннуляций туров из-за обострения арабо-израильского конфликта, однако массовых отказов нет, сообщил "Интерфаксу" вице-президент Ассоциации туроператоров России Артур Мурадян.

 

Октябрь 4, 2024 - 05:49

В прошлом Европа пережила череду мягких зим, что помогло преодолеть энергетический кризис. Однако волны холода всё ещё могут создавать проблемы для энергосистем региона.