Несмотря на 20-процентное подорожание путевок в детские лагеря по сравнению с летом 2011 года, спрос на них сохраняется в прежнем объеме. Однако при более низких ценах операторы могли бы значительно увеличить продажи, показал проведенный корреспондентом РИА.Туризм опрос основных игроков рынка. Как отмечает заместитель генерального директора компании "Солвекс-трэвел" Людмила Сысойкина, больше всего цены выросли на лагеря Подмосковья и Турции - до 15-20%. Болгарские летние лагеря подорожали на 7-10%, детский отдых в Крыму - на 10-12%, в Словакии и Венгрии рост составил 5%. "Цены на путевки в детские лагеря на Черноморском побережье Кавказа почти не повысились. Это связано, видимо, с тем, что в прошлом году из-за подорожания лагеря не получили ожидаемой загрузки, и в этом сезоне операторы, проанализировав ситуацию, решили быть аккуратнее и удержали цены даже ниже уровня инфляции", - отметила эксперт. Так, средняя стоимость путевки в подмосковный лагерь составляет в этом сезоне 28-45 тысяч рублей, 21-дневная смена в лагерях на Черноморском побережье - 25-35 тысяч рублей, в Крыму - от 30 до 40 тысяч рублей, в детских и молодежных центрах Восточной Европы двухнедельный пакет обойдется в 700 евро, в Западной Европе - от тысячи евро. Например, болгарский лагерь правительства Москвы "Камчия", который вышел на российский рынок в прошлом сезоне и продавался за 54 тысячи рублей за смену, в этом году оценен в 62 тысячи рублей. Довольно высокая стоимость путевок не останавливает родителей. Операторы отмечают, что дорогие лагеря раскупаются раньше, столь же быстро уходят дешевые путевки. "Провисает", как правило, средний ценовой сегмент. Чтобы снизить стоимость детских турпакетов, операторы предлагают скидки и проводят акции. "Средняя цена двухнедельной смены в Турции в этом сезоне - около 40 тысяч рублей, что, конечно, очень дорого. Цены на путевки в Крым и Краснодарский край также недешевы. Мы подсчитали, сутки в среднем стоят 40-45 долларов. Мы стараемся максимально снизить цену, где это возможно. Делаем скидки по акциям до 100 долларов с путевки", - сообщил руководитель департамента детского и молодежного туризма компании "Пирамида-тур" Ксения Казакова. Что покупают Болгария, Турция, Крым, Словакия и Россия - традиционно самые востребованные у родителей направления детского отдыха. Популярные лагеря начали закрывать смены еще в январе. Как рассказала Казакова, заявки на турецкий лагерь "Банана клаб" начали поступать после 15 января, когда еще даже не были выставлены цены. Активно продавались зимой и детские лагеря Болгарии - "Альбатрос", "Росица", "Зорничка". Многие операторы отметили Болгарию как лидера продаж в сегменте детского отдыха. В компании "Согласие" РИА.Туризм рассказали, что лучше всего продавались крымские лагеря. "Сейчас в таких популярных объектах, как "Мандарин" и "Какаду", мест практически не осталось. Закрыты смены в лагерях "Райский уголок" на Азовском побережье Крыма (Бердянск) и "Бригантина" под Бахчисараем", - отмечает генеральный директор компании Татьяна Остапенко. По ее словам, хороший спрос и на объекты на Черноморском побережье Кавказа - лагеря "Планета" в Анапе и "Кировец" в Геленджике. "Несмотря на подорожание, популярно Подмосковье. Подмосковные лагеря предлагают качественный продукт, родители им доверяют. В этих лагерях поддерживаются традиции, хороший педагогический состав", - считает Сысойкина. Несмотря на то что рынок детского туризма активно развивается, операторы очень осторожно относятся к новым зарубежным объектам и направлениям. Из-за этого ассортимент предложений почти не меняется. Хотя операторы не скрывают, что готовы искать альтернативу Болгарии и Турции, уверенности в том, что удастся поставить новое направление на поток, нет. "В прошлом году мы взяли лагерь Sanny Camp в Черногории, в этом сезоне увеличили квоту мест на треть. Конечно, это направление не будет конкурировать с Турцией и Болгарией, оно требует раскрутки, но нам хочется его продавать, так как это идеальное место для детского отдыха и цена соответствует качеству. Смена в нем стоит от 33 тысяч рублей", - рассказала Казакова. Отдых с пользой По ее словам, с каждым годом все большей популярностью пользуются детские лагеря с языковыми программами. Сейчас отдыхать и учить язык можно во многих лагерях - как российских, так и зарубежных. "Среди лагерей с языковыми программами выделяются детские центры отдыха на Мальте. Несмотря на высокую стоимость (2 тысячи евро за трехнедельную смену), Мальта в этом сезоне у нас снова в лидерах продаж. Еще в прошлом году мы наблюдали спад продаж по этому направлению", - отметила Сысойкина. Операторы отмечают, что в сегменте детского отдыха растет число корпоративных клиентов. Много поступает заказов от спортивных школ, музыкальных и танцевальных коллективов, частных школ, которые выкупают места в лагерях целыми корпусами. "Раньше соотношение розницы к групповым заказам составляло 30 к 70, два-три года назад это соотношение приблизилось к 50 на 50, сегодня количество детских корпоративных заказов уже превысило розничные продажи", - поделилась Сысойкина. Главное - программа По словам туроператоров, при выборе места отдыха для ребенка больше внимание уделяется не столько условиям проживания, сколько программам - за интересную программу родители готовы переплачивать. Поэтому летние лагеря стараются сделать их настолько насыщенными и интересными, чтобы у ребенка не было времени скучать. "Лагеря все время меняют программу и "начинку" своих смен. Это основной способ конкуренции на сегодняшний день. Программы создаются либо за дополнительные деньги, что утяжеляет стоимость путевки, либо путем энтузиазма и творчества, что позволяет сохранить стоимость путевки и при этом предложить что-то новое", - отмечает Сысойкина. По мнению Казаковой, родители прежде всего должны обращать внимание на программу, если они хотят, чтобы отдых был насыщенным и полезным. Причем доверять нужно не рекламе, а отзывам родителей, чьи дети уже отдыхали в лагере, или самим детям. Нередко бывают случаи, когда заявленная в рекламе программа на самом деле не существует. "Программы очень важны, в особенности интеллектуальные. Если их нет, то это уже не детский лагерь, а гостиничный отдых. Очень часто люди ошибаются, поддавшись на рекламу", - признает Казакова. Операторы отмечают, что в последнее время изменились не только программы, но и концепция детского отдыха в целом. Если раньше родители отправляли ребенка в лагерь, чтобы он научился жить в коллективе, то теперь наоборот - стремятся, чтобы в их чаде воспитывали личность. И ищут такие лагеря, в которых к ребенку есть индивидуальный подход. "Намного чаще родители да и сами дети стали обращать внимание на лагеря, которые не ставят задачи непременно социализировать ребенка и научить его жить в коллективе, а продвигают индивидуальный подход. Такие лагеря можно пересчитать по пальцам, но родители готовы платить, даже если стоимость смены зашкаливает за 100 тысяч рублей", - уверяет Сысойкина. Лагерь нового поколения К этому статусу стремятся все объекты детского отдыха, хотя точное определение такому лагерю дать никто не может. Кто-то считает, что это должен быть аналог "Артека" с новым дизайном и высокими технологиями, другие - что нужен концептуально новый подход к организации отдыха и штату вожатых. Родители считают, что под определение "лагерь нового поколения" подходят крымские центры отдыха "Мандарин" и "Какаду". В этом сезоне появился новый объект, который может стать именно таким лагерем. "В поселке Песчаное под Бахчисараем 3 июня открывается международный молодежный центр I&Camp. Ничего подобного мы еще не видели. Это действительно стиль детства - яркий, сочный и солнечный. Пока спрос на этот лагерь небольшой - родители как всегда с интересом, но с осторожностью рассматривают новый объект. Но мне кажется, в следующем году он может стать лидером продаж", - считает Сысойкина. Помимо интересных программ "В стиле шоу", в I&Camp детей ждут дизайнерские номера с электронными ключами, бассейны, спа-центр, фан-зона Евро-2012, прекрасный пляж. Стоимость путевки выше, чем в других крымских лагерях, - от 40 тысяч рублей. Лагерь интересен еще и тем, что в отличие от других в нем сможет отдыхать молодежь до 17 лет. "Мы тоже предлагаем этот лагерь, но пока нет уверенности, что он будет хорошо продаваться. Он равен по цене с нашим самым дорогим продуктом по детскому отдыху - двухнедельному туру по Испании с экскурсионной программой по Лазурному Берегу Франции. Но объект действительно интересный, все операторы обратили на него внимание. Посмотрим, как его оценят дети и родители", - сказал Остапенко.