Нынешнюю навигацию туроператоры внутреннего круизного рынка считают не очень удачной. После трагедии с "Булгарией" и последовавших за ней проверок на водном пассажирском транспорте спрос на речные круизы в одночасье упал в несколько раз и так и не восстановился до ожидаемого уровня. Не способствуют росту спроса и цены, достигшие психологического максимума. И все же у этого вида отдыха есть постоянные поклонники, которые каждый год находят возможность отправиться в круиз. А судовладельцы – находят возможности вывести на рынок новые теплоходы. И в том числе, как ни удивительно, класса de luxe. О необходимости обновления российского круизного речного флота эксперты говорят уже десяток лет. По российским рекам ходят теплоходы возраста 30 лет и старше. И если техническое состояние тех из них, что находятся в руках крупных судовладельцев, признано отвечающим требованиям безопасности, то уровень "размещения" на самых комфортабельных едва дотягивает до 3*. Между тем все больше туристов относятся к круизному теплоходу, как к отелю, и, соответственно, ожидают оказаться в привычных условиях и получить там "отельный" набор услуг. Судовладельцы и туроператоры постоянно занимаются модернизацией флота, которая заключается в увеличении числа кают с удобствами: санузлами, кондиционерами, холодильниками и проч. обновлении интерьеров, создании одного-двух "полулюксов" и "люксов", а также в расширении спектра услуг. Но при этом на большинстве теплоходов сохраняются и каюты всех ценовых категорий, в том числе и самые дешевые в трюме. Кардинальную перестройку теплоходов в расчете на привлечение "дорогих" клиентов могут позволить себе только самые крупные судовладельцы. Например, в будущем сезоне по одному из самых популярных речных маршрутов Москва – Санкт-Петербург отправится теплоход-отель 5* "Александр Блок". По словам заместителя генерального директора компании "Мостурфлот" Светланы Гончаровой, ниша дорогого, эксклюзивного отдыха на российском круизном рынке практически свободна. На сегодня в России есть всего два теплохода, которые можно отнести к этой категории: по одному у "Мостурфлота" и "Водохода". Между тем, как пояснила "Интерфакс-Туризму" собеседница, спрос на "пятизвездочные" круизы по России есть. "Мы проанализировали рынок, и можем с уверенностью говорить о том, что на рынке не хватает теплоходов такого уровня", - заметила С.Гончарова. Поэтому руководство Московского пароходства и приняло решение ввести в эксплуатацию теплоход "Александр Блок". Он практически сразу после того, как в 1985 г. сошел со стапелей австрийской верфи Osterreichische Schiffswerften AG Linz Korneuburg, был переоборудован в гостиницу и ресторан, и в таком виде простоял четверть века на приколе у Краснопресненской набережной в Москве. На прошлой неделе "Александр Блок" был выведен со стоянки. "Теплоход вышел на собственных двигателях, так как на протяжении всех 24 лет на теплоходе работал механик, поддерживавший двигатель в рабочем состоянии", - рассказала собеседница портала "Интерфакс-Туризм". В пароходстве считают, что достаточно новый теплоход редкого в России проекта – Q065 – с хорошими техническими характеристиками имеет очень хорошие перспективы. Теплоходы проекта Q-065, к которому относится и "Александр Блок", в свое время были поставлены Московскому и Ленскому пароходствам. Сейчас теплоход "Сергей Есенин" работает на маршрутах Москва – Санкт-Петербург и на Волге. Теплоходы "Демьян Бедный" и "Михаил Светлов" ходят по Лене, а теплоход "Валерий Брюсов" пока остается на приколе в качестве гостиницы и ресторана. По словам С.Гончаровой, "Александр Блок" отправится на переоборудование, и к навигации 2012 года будет соответствовать 5*. "У нас уже есть два теплохода класса "премиум" – "Илья Репин" и "Михаил Булгаков", которые прошли полную модернизацию, но "Александр Блок" займет самую высокую нишу в этом классе", - заметила она. "Александру Блоку" предстоит кардинальная "перестройка". Будет новая планировка помещений – достаточно сказать, что в каждой каюте будет индивидуальный балкон, будут другие рестораны, и, конечно, другой уровень обслуживания. Это будет совершенно новый продукт. На нашем рынке практически нет кораблей такого уровня. В "Мостурфлоте" уверены – среди их клиентов достаточно тех, кто по достоинству оценит "Блока". Сейчас немало туристов, кто уже путешествует по рекам России, выбирая самые комфортабельные каюты. Но, главное, ввод в эксплуатацию "Блока" привлечет новых клиентов, которые до сих пор не покупали круизы по России, потому что не могли получить в путешествии "пятизвездочные" услуги. "Александр Блок" будет ходить по классическому маршруту Москва – Петербург – Москва, а также и по другим маршрутам с российскими и иностранными туристами. Круизный туризм играет очень важную роль в развитии российских городов, расположенных по берегам судоходных рек: Оки, Волги, Енисея и др. Ежегодно в акваториях страны, согласно данным Минспорттуризма, работает около 200 теплоходов вместимостью до 300 человек. Ежегодно по России совершается примерно 1,8 тыс. организованных речных круизов, оборот в этом сегменте туристического рынка составляет более 2 млрд руб., а объем доходов, поступающих в бюджеты всех уровней, достигает 200 млн руб. в год. Многие эксперты, однако, сходятся во мнении, что без участия государства, которое взялось бы за строительство современных круизных судов, рынок речных круизов обречен на стагнацию.