История с приостановкой деятельности туроператора "Ланта-тур вояж" поставила вопрос о будущем туристического рынка в России. Власти говорят о серьезном ужесточении законодательства в сфере туризма и создании системы саморегулирования в турбизнесе. Эксперты согласны с тем, что туроператоры должны работать по совершенно иным правилам, но введение этих правил требует решительных действий как со стороны чиновников, так и со стороны бизнеса, который, как свидетельствуют комментарии участников рынка, пока не готов к взаимной ответственности. Премьер помог. Что дальше? "Ланта-тур" получил шанс на реанимацию. Пятилетний кредит на 7 миллионов долларов, предоставленный компании ВТБ по просьбе премьер-министра Владимира Путина, поможет решить текущие проблемы туристов, частично расплатиться с кредиторами и, возможно, продолжить деятельность на рынке. Но эксперты отмечают, что ситуация, в которую попал "Ланта-тур", нанесла репутационный ущерб всему туристическому рынку. Не исключено, что на фоне растущей конкуренции в этой сфере со сложностями могут столкнуться и другие крупные туроператоры. Комментируя события, связанные с остановкой деятельности "Ланта-тура", Владимир Путин заявил, что на рынке туризма в целях предупреждения подобных коллапсов должна действовать саморегулируемая организация (СРО). Идея о создании системы саморегулирования уже обсуждалась ранее, в том числе после краха "Капитал тура" в конце 2010 года, но пока не реализована. Участники туристического рынка уверены: несмотря на то что в последние годы в России появилась серьезная туриндустрия, бизнес пока не готов к обязательному саморегулированию. В том числе потому, что деятельность части компаний все еще непрозрачна. Более эффективным способом, повышающим доверие туриста к отрасли, могло бы стать введение новых инструментов страхования - прежде всего, страхование каждого тура. Но в проекте законодательных поправок, касающихся туризма, которые находятся на рассмотрении в Госдуме, пока ничего об этом не говорится, как впрочем, и о создании СРО. Туристы нервничают, туроператоры насторожены Общая задолженность "Ланта-тура" составляет 20 миллионов долларов, заявила вечером в среду на церемонии подписания кредитного соглашения генеральный директор туроператора Людмила Пучкова. По ее словам, в планах компании - прежде всего реструктуризация, переговоры со стратегическими партнерами. Она также не исключила объединения с другими туроператорами. Эксперты сомневаются, что "Ланта-тур" сможет продолжить в будущем самостоятельную деятельность на туристическом рынке. "ВТБ просто так не дает такие кредиты", - говорит глава международной Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, по мнению которого бизнес у владельцев компании могут забрать и передать какой-нибудь другой структуре. Но коллеги Пучковой по рынку не настолько категоричны. "Все зависит от самой компании, шансы остаться на рынке у "Ланта-тура" есть", - сказал во время пресс-конференции в РИА Новости генеральный директор туроператора DSBW Tours Карен Гончаров. Представители туристического бизнеса пытаются успокоить общественность, обращая внимание на то, что Россия - не единственная страна в мире, где туроператоры оказываются на грани банкротства. Так, сейчас серьезные трудности испытывает второй по величине туроператор Европы Thomas Cook, напомнил независимый аналитик туристического рынка Эдуард Кузнецов. Тем не менее приостановка работы "Ланта-тура" насторожила российских туристов. В социальных сетях и на форумах идет бурное обсуждение того, что случилось, а туроператоры подтверждают, что клиенты стали более щепетильными в вопросах оформления документов. "После того, как появились все эти новости, туристы стали проверять каждую бумажку, присутствует нервозность и обеспокоенность", - рассказал генеральный директор компании "Арт-Тур" Дмитрий Арутюнов. Представители туротрасли согласны, что надо принимать меры, чтобы вернуть доверие клиентов, в том числе путем введения новых правил и критериев работы. Но звучащие предложения пока вызывают только опасения. Что такое это СРО? Одно из главных предложений – о создании саморегулирования – пока даже не все представители отрасли готовы комментировать по той простой причине, что не вполне понятно, о чем идет речь. СРО – некоммерческая организация, которая объединяет туроператоров, имеет право вырабатывать стандарты деятельности, проверять работу участников и исключать их из своей структуры, пояснил юрист, директор "Атомик-Аудит" Александр Картошкин. По его словам, фактически исключение из СРО – это административное исключение компании из бизнеса. Кроме того, саморегулируемая деятельность предполагает создание специального фонда финансовых гарантий, который бы мог оперативно решать проблемы при возникновении внештатных ситуаций. Но к этому участники рынка не готовы. "Сложно представить, что могло бы произойти с туристическим рынком за последнее время, если бы существовала СРО, - отметил в интервью РИА Новости вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. – Сначала рухнул "Капитал тур", теперь "Ланта-тур", каждому из членов СРО пришлось бы выплачивать по несколько миллионов рублей". Вряд ли кто-то из участников рынка готов отвечать за ошибки своих конкурентов средствами из собственного кармана, согласен Карен Гончаров. "Создание саморегулируемой организации – болезненный процесс, туроператоры недоверяют друг другу", - подтверждает Дмитрий Янин. На рынке до сих пор существуют "такие позорные вещи, как работа "в черную", замечает он. С тем, что обязательность СРО – сомнительная перспектива, согласна и пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее мнению, стоит приглядеться к отраслям, где уже существуют СРО, чтоб оценить их эффективность. Застраховать каждого Тем не менее саморегулирование в туризме необходимо, считает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. "Рынок должен сам создавать стандарты качества, должен быть финансовый гарантийный фонд. Нужен переход на принципиально другие рельсы", - заявила она РИА Новости. Но, по ее мнению, для этого сначала необходимо построить законодательную базу, которая способствовала бы очищению рынка от недобросовестных игроков. Вот с этим как раз и проблемы. Осенью Госдума планировала принять законопроект, вносящий серьезные поправки в туристическое законодательство. В частности, предлагались реальные механизмы исключения туроператоров из реестра за нарушения законодательства и принципиально новый подход к отношениям между туроператорами и турагентствами. Всю ответственность за деятельность турагентства, в соответствие с предлагаемыми поправками, должен нести туроператор на основе того, что турагентство работает "от имени и по поручению туроператора". Это вызвало недовольство со стороны бизнеса, поскольку означало бы вынужденный уход с рынка тех компаний, которые не смогли бы получить аккредитацию у туроператоров. Пока эти поправки не приняты. "И это к лучшему, потому что они не учитывали пожелания участников туристического рынка", - утверждает Ломидзе. По ее словам, у представителей турбизнеса были предложения как по развитию саморегулирования, так и по изменению механизмов страхования, но они не нашли отражения в итоговом законопроекте. Участники рынка уверены, что прежде всего сейчас необходимо разобраться с вопросами страхования ответственности туроператоров. "Необходимо страховать каждый тур, чтобы турист был уверен в том, что он получит страховое возмещение, если у туроператора вдруг возникнут проблемы", - говорит Карен Гончаров. Но не ясно, какое решение в итоге созреет в Госдуме. Комментируя ситуацию с законопроектом об изменении туристического законодательства, глава комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров сообщил, что законопроект может быть принят достаточно оперативно. Туроператоры, между тем, опасаются, что принятые срочные меры не только не принесут никакой пользы ни рынку, ни туристам, но и окажут негативное воздействие на и так непростую ситуацию.