22 ноября Ростуризм на своём сайте объявил о присвоении Объединению туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» официального статуса. Однако за несколько месяцев до наступления пороговой даты в стране развернулось движение против введения в действие некоторых положений, регламентирующих работу «Турпомощи».
Согласно поправкам к отраслевому ФЗ, до 4 мая 2013 года членство в «Турпомощи» является добровольным. После обозначенного срока все туроператоры страны, занимающиеся выездным туризмом, обязаны вступить в организацию. В противном случае участник рынка лишится права осуществлять операторскую деятельность. Цена вопроса в первый год работы объединения – 100 тысяч рублей. В дальнейшем участники «Турпомощи» будут отчислять в компенсационный фонд взносы в размере 0,1% от объёма выручки туроператора, но опять же не менее 100 тысяч рублей.
Законодательное обеспечение создания страхового фонда силами участников рынка произошло в максимально сжатые сроки на фоне резонансного банкротства компании «Ланта Тур Вояж», случившегося накануне президентских выборов. Историю создания «Турпомощи» участникам сибирского рынка рассказал Евгений Писаревский, заместитель руководителя Ростуризма. Активное участие в разработке поправок приняли федеральные туристские ассоциации, регионы на новую законодательную инициативу отреагировали пассивным неприятием. Однако накануне «часа Х» в туристской среде произошёл взрыв.
Искрой, воспламенившей фитиль, стала публикация открытого письма Людмилы Нечипорук, гендиректора московской туроператорской компании «Эль Дорадо-тур» (реестровый номер МТ3 007181 в ЕФРТ), в котором она называет «Турпомощь» туристским МЧС, навязанным отрасли с целью «покрывать издержки так называемых «банкротов». «Всем, кто уже вознамерился платить, мы все же рекомендуем хотя бы ознакомиться с уставом организации «Турпомощь», - говорится в обращении. - Узнаете много интересного о «некоммерческой организации», которой даны-таки большие права: открывать счета, в том числе за рубежом, инвестировать свободные средства (…) А теперь умножьте необходимый минимум взноса: 100 тысяч руб. на количество туроператоров. Желание обанкротиться не появилось?» Обращение нашло отклик: от лица инициативной группы, в которую вошли 9 туроператоров, были направлены письма в ФАС, Минкульт и профильный комитет Госдумы с требованием приостановить деятельность «Турпомощи» на время обсуждения поправок, основными из которых являются: пересмотр суммы первоначального взноса и запрет на инвестирование средств фонда. Для этого предлагается собрать общероссийскую конференцию туроператоров, на которой могут присутствовать абсолютно все компании, внесённые в ЕФРТ. Кроме того, был создан сайт«БезТурПом», где каждый желающий туроператор может зарегистрироваться и присоединиться к протестующим. На данный момент на сайте отметилось 99 компаний.
Обращения команды «БезТурПом» не остались без внимания. ФАС пообещала рассмотреть претензии самым тщательным образом
Активность протестующих туроператоров растёт с каждым днём. Одновременно увеличивается и число тех, кто уже оплатил взнос и вступил в «Турпомощь» - более 350 операторов на момент публикации. Следует отметить, что обращения команды «БезТурПом» не остались без внимания. ФАС пообещала рассмотреть претензии самым тщательным образом. В туристическом департаменте Министерства культуры также выразили готовность к совместному обсуждению вопроса. На сайте Министерства на общественное обсуждение вывешен законопроект о внесении поправок в ФЗ «Об основах туристкой деятельности». 14 февраля в Госудуме прошло совещание с участием представителей Министерства культуры, Ростуризма и общественных организаций, где поднимались озвученные вопросы. По словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, предложения о привязке размера отчислений в «Турпомощь» к объёмам реализации турпродукта и об обязательном аудите туроператоров возражений не вызвали. В этот же день на официальном сайте Ассоциации туроператоров по выездному туризму «Турпомощь» было опубликовано сообщение о созыве 28 марта 2013 года внеочередного собрания членов Ассоциации. К этой дате, наверняка, уже будет понятен баланс сил среди «согласных» и «протестующих».
Конечно, наши ряды поредеют, но красноярцы не готовы бороться, каждый сам за себя, сидели по норкам, сидели – вот и получили результат
Тем временем большинство участников рынка считают, что «поезд ушёл». По мнению Татьяны Нечахиной, директора компании «Енисей-тур», нет смысла что-то выяснять после принятия закона: «Мы будем вносить средства в «Турпомощь», потому что у меня уже готовы планы и просчитан бюджет на образовательные программы, заключены договоры с партнёрами. Конечно, наши ряды поредеют, но красноярцы не готовы бороться, каждый сам за себя, сидели по норкам, сидели – вот и получили результат». «Конечно, консультаций с туротраслью было проведено мало, были приняты волевые решения, которые не всегда устраивают турбизнес, - отмечает Анна Подгорная, генеральный директор компании «Пегас Туристик». - Но тем не менее закон принят в таком виде. В нём есть прорехи и недоработки, но работать мы обязаны в рамках правового поля. Ситуация накалилась сейчас, когда настал час X, когда уже необходимо делать проплаты. И вместо того, чтобы заниматься тяжёлой и кропотливой работой: прописывать и создавать массу нормативных документов, думать о том, как выстроить механизм деятельности этой организации, начинаются «марши несогласных». Работать нужно, господа!» По мнению эксперта, время обсуждений уже прошло, и сейчас у турбизнеса появилась уникальная возможность самостоятельно регулировать рынок: «То, что мы сделаем сами сообща, так мы и будем работать. До этого что - никто не читал закон?».
Действительно, с текстом закона многие стали знакомиться лишь накануне принятия решения – вступать в «Турпомощь» или нет. «Все имеют право протестовать и высказывать своё мнение, но нужно хотя бы для начала изучить вопрос, - говорит Александр Седых, представитель красноярского отделения РСТ. - Шкала для взносов дифференцирована, 100 тысяч – это разовый взнос, затем будут идти ежегодные отчисления - не более чем 0,05% объёма денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, которые будут направлены на финансирование расходов, связанных с текущей деятельностью «Ростурпомощи». Собственно, вопрос обсуждался год, отчего все не выступали открыто?»
Компенсационный фонд является обособленным имуществом, принадлежащим объединению туроператоров в сфере выездного туризма на праве собственности. Компенсационный фонд формируется за счет взносов туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, перечисляемых в денежной форме в размере 0,1 процента объема денежных средств, полученных каждым туроператором от реализации в сфере выездного туризма туристского продукта, по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, но не менее чем в размере 100 тысяч рублей. Указанный взнос подлежит перечислению в этот компенсационный фонд ежегодно в течение 15 дней с даты опубликования или представления бухгалтерской отчетности, но не позднее 15 апреля текущего года. (Ст 11.4 ФЗ Об основах туристской деятельности в РФ)
Ответ на этот вопрос сформулировала Мария Прокаева, директор новосибирской турфирмы «Калейдоскоп»: «Почему только сейчас ситуация накалилась? Сработал русский пофигизм». Если бы все здравые мысли, что звучали в кулуарах, были сформулированы в официальном порядке задолго до принятия закона, возможно, не пришлось бы решать в добровольном или принудительном порядке присоединяться к организации, которая создана для борьбы с последствиями чьей-то неэффективной работы. Скандалы с банкротством крупных и средних туроператоров, согласно логике, должны были привести к разработке механизма предупреждения подобных событий. Внутри сообщества не принято открыто обсуждать кредитные дела коллег, но если бы такие сведения стали доступны общественности, если бы появилась возможность информировать туристов о рисках, об опасности покупки путёвок у демпинговых компаний, тогда возникла бы ситуация прозрачности: реальное положение дел каждого оператора стало бы достоянием общественности. К тому же, пока ситуация доведения до банкротства предприятия, оставление туристов за границей без помощи, будет оставаться безнаказанной, она и не будет пугать потенциальных банкротов.
Опрошенные STI региональные эксперты в целом поддерживают протестное движение, но особых надежд на успех не питают. «Конечно, все не должны быть в равных условиях, - убеждена Татьяна Кирьянова, генеральный директор Центра туризма и обучения «Спутник», - слишком много факторов не было учтено. Например, с 2007 года от наших туристов не было ни одного обращения в страховую компанию, но мы вынуждены заплатить наравне с теми, кто постоянно подводит туристов. Иначе потеряем китайское направление. Я вижу выход только в укрупнении региональных операторов, это наше будущее. Другой вопрос, что и здесь все будут выжидать до последнего».
Дилемма – вступать или не вступать – остро стоит перед аксакалами регионального туроператорского рынка. «Есть несколько туроператоров в Красноярске, существующих уже порядка 20 лет. У нас наработана репутация, клиенты, партнёры за рубежом и разработаны программы, - делится Ирина Бажанова, генеральный директор компании «Магеллан». - Раньше мы делали свои туры совместно с авиакомпанией «Красэйр», сейчас нет компании – нет альтернативы. Федеральные корпорации монополизируют рынок. И никто из них не будет прислушиваться к нашим нуждам, к желанию наших туристов не летать чартерами, а выбирать индивидуальные программы». Именно, как результат лоббирования федеральных операторов, эксперт рассматривает создание страхового фонда. «Я не доверяю «Турпомощи», готова отвечать за свои действия финансово, но самостоятельно, не в принудительном порядке, но кто меня услышит? – сокрушается Ирина Бажанова. - Кстати, если я откажусь от вступления в «Турпомощь», мне вернут деньги, которые я заплатила за оформление операторской деятельности?».
Внутри сообщества не принято открыто обсуждать кредитные дела коллег, но если бы такие сведения стали доступны общественности, если бы появилась возможность информировать туристов о рисках, об опасности покупки путёвок у демпинговых компаний, тогда возникла бы ситуация прозрачности: реальное положение дел каждого оператора стало бы достоянием общественности
Впрочем, не все эксперты видят ситуацию в мрачных тонах. «Если мы говорим о массовом турпродукте, то, конечно, им сможет заниматься только крупный туроператор. А в регионах туроперейтинга как отрасли нет, - полагает Константин Гончаров, гендиректор красноярского БП «Алеф». - Я не вижу препятствий заниматься индивидуальным туризмом всем желающим без туроператорской лицензии. Агентства спокойно справляются с этой функцией. Не станет таких туроператоров – и ладно».
Создание «Турпомощи» – не приведёт к монополизации операторского рынка, убеждены федеральные туроператоры. «Когда говорится о неподъёмной сумме в 100 тысяч, я не соглашусь, - комментирует ситуацию Анна Подгорная. - В принципе, эта сумма рассчитывалась исходя из средних оборотов, которые мы имеем. Я считаю, что эта сумма подъёмна для любого туроператора». В то же время у турбизнеса появляется реальная возможность влиять на развитие отечественного туризма, полагает эксперт: «Да, закон не совершенен. Само создание организации, возможно, не совсем продумано. Но в целом идея неплохая, если грамотно ее воплотить. Почему я говорю МЫ, потому что, возможно, впервые нам самим, турсообществу, дали решать, как выстраивать свою деятельность в этом направлении».