1150-летию основания Смоленска и 70-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков был посвящен пресс-тур, состоявшийся на минувшей неделе.
Сразу двум юбилеям – 1150-летию основания Смоленска и 70-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков был посвящен пресс-тур в Смоленскую область, в котором участвовали представители ведущих российских СМИ, пишущих о туризме.
Поездка была нацелена на продвижение уникального российского региона, образ которого можно было бы определить двумя связанными друг с другом понятиями: память и памятники. Ведь здесь проходили ключевые сражения обеих отечественных войн – 1812 и 1941-1945 годов, из этих краев родом многие замечательные военачальники, деятели культуры.
Первым пунктом назначения стала Вязьма. Памятники в этом небольшом российском городке (население – 55 тысяч человек) практически на каждом шагу: от шуточных, вроде скульптуры Русского лаптя, до мемориальных комплексов и усадеб. Мемориал в центре был сооружен 100 с лишним лет назад – в честь векового юбилея победы над Наполеоном.
«А на выезде из Вязьмы, прямо у дороги, находится памятник всем сожженным в этих местах деревням, - рассказала Элеонора Решетникова, заместитель председателя Комитета по культуре и туризму Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области. - Жгли их и французы, и немцы. А вот ведь не сломили».
Хранят память о своих земляках и два музея в Хмелите. Первый из них – усадьба дяди великого русского драматурга Александра Грибоедова, в которой все овеяно «фамусовским» духом, а с портеров на стенах смотрят на гостей вполне узнаваемые прототипы героев «Горя от ума». А рядом, в небольшом флигелёчке, - великолепная, любовно оформленная экспозиция, посвященная легендарному адмиралу Павлу Нахимову, в которой, помимо исторических документов, собраны и многие предметы, принадлежавшие семье Нахимовых.
Катынский мемориал – это страшная память не только о четырех тысячах пленных польских солдат и офицеров, расстрелянных тут, в лесу, по приказу Берии, но и о двух с половиной тысячах советских граждан, репрессированных сталинским режимом – их постигла та же участь. Два сектора на Катынском кладбище, а чувство они рождают одно: когда же наконец человечество осознает, что жизнь каждого отдельного человека – высшая ценность?
Но память тут очень бережна и к именам людей мирных профессий, в том числе и таких разных, как, например, путешественник и исследователь Николай Пржевальский, в чьей геологической коллекции – 7 тысяч экспонатов, а в ботанической – 16 тысяч. Или любимый всеми актёр и клоун Юрий Никулин. Оба когда-то проживали в Демидовском районе, который ещё и именуют «Смоленским Приозерьем». Скульптура Никулина – у входа в местный парк.
Сам Смоленск – по сути, тоже город-памятник. Его украшают «ключевые точки»: величественный Свято-Успенский собор - памятник двухлетней обороны города от поляков в Смутное время, необычная композиция мемориального комплекса воинам, сокрушившим Бонапарта, трогательный памятник в городском парке замечательному русскому композитору Михаилу Глинке в ажурной «нотной» решетке. Ждет своего восстановления необычный для отечественного зодчества храм XII века – церковь архангела Михаила.
«Нашу крепостную стену обычно называют Годуновской, - рассказывает Елена Корнеева, начальник отдела по реализации государственной политики в сфере культуры и искусства Департамента Смоленской области по культуре и туризму. – В начале XVII века русский царь Борис Годунов выделил 16 тысяч подвод под стройматериалы для строительства крепости. Это по сей день образец оборонительного сооружения и прекрасное произведение архитектуры. Туристы, приезжающие к нам, любят прогуливаться по городу, любуясь мощной кладкой крепостных стен».
Ну а прощаясь со Смоленщиной, следует непременно заглянуть в местную Художественную галерею. Здесь собраны великолепные работы русских и западных живописцев, многие из которых могли бы украсить любой столичный музей.
Если же вам повезет и экскурсию будет вести гид-искусствовед Дарья Иванова, то впечатления о Смоленске как о городе высокой культуры и духовности вас точно не оставят надолго.