Смоленская область встала на путь освоения гастрономического туризма. Пока продукт, на который можно сделать ставку, не найден, но туристическое сообщество уже активно экспериментирует.
За прошлый год гастрономические сувениры впервые потеснили магниты и вырвались на первое место. Помимо «смоленских конфект», смоквы и вяземского пряника в лидерах местное варенье и травяные чаи с успокаивающим и бодрящим эффектами. «Туристы приходят и спрашивают – что у вас есть вкусненького? С удовольствием покупают смоленскую смокву, «конфекты» и вяземский пряник», – говорит генеральный директор турагентства «Смоленск Трэвэл» Елена Кричаль.
Центр кластерного развития региона начал разрабатывать технологические карты брендовых блюд смоленской кухни, которые можно будет предложить местным рестораторам и отельерам для работы с туристами. Совсем скоро свет увидят сборник рецептов и иллюстрированный кулинарный путеводитель по Смоленской области. Туда включили бережно переосмысленные «бабушкины» блюда.
«Основу рецепта мы не трогали, но слегка «освежили», – рассказала бренд шеф Наталия Бельчикова, которая занималась адаптацией. – Например, в шнельклопс, который готовится из свиной вырезки, я добавила карамелизированную морковь. А в перловую кашу – сливки и кедровые орехи. Вся изюминка смоленской кухни – в ее простоте. Наши предки готовили только из подручных продуктов. Даже смоленские конфеты под названием отлученцы – это смесь сухарей, высушенной малины и меда. Мы давали их на пробу детям – просили еще. Хотим, чтобы наши рецепты подхватили рестораторы и включили блюда в свои меню».
Рестораторов, которые готовы продвигать местную кухню пока единицы. «Мы сделали акцент на исконно смоленских блюдах. Именно за ними, судя по отзывам, идут к нам туристы, – рассказывает управляющая рестораном «Темница» Инна Качнова. – Есть у нас и драники с авторской подачей, и перепелочка с овощами, и дичь из смоленских лесов – то, что кушали люди три-четыре столетия назад. Конечно, многие блюда мы адаптировали к современности».
Все большую популярность набирают производственные экскурсии, они появились в Смоленске всего несколько лет назад. «Мы можем предложить посещение одного из колбасных цехов города с экскурсией, дегустацией и мастер-классом, стоимость 450 рублей, – говорит директор агентства путешествий «Турпоездка» Ирина Хлыстова. – Набирает популярность программа музея-заповедника в Гнездове: экскурсия, стрельба из лука, мастер-класс по выпечке древнерусского пряника – он называется гнездовский медовый хлеб. Плюс средневековый обед, приготовленный на открытом огне – суп с семгой, гречневая каша с мясом, салат с капустой и чай. Здесь ценник повыше – 800 рублей. Можем отвезти в частную пивоварню с дегустацией продукции, на пасеку в поселке Пржевальское, это в ста километрах от Смоленска».
Интерес к производственным экскурсиям подтверждают и в Центре кластерного развития Смоленской области. «Мы получили запрос от туроператоров по проведению гастроэкскурсий в Вязьму на производство вяземских пряников. Будем встречаться с руководством предприятия и решать этот вопрос, – рассказала руководитель проектов Мариана Двинянинова. – Туристы хотят увидеть процесс вбивания теста в деревянные пряничные доски и выпечки».
«Другая проблема – состояние и вид многих предприятий сложно назвать презентабельным, – говорит директор туристско-информационного центра «Смоленский терем» Дина Гришина. – Да, мы смотрим, как организованы такие экскурсии у соседей. Например, в на предприятиях Беларуси всегда есть желтая линия, за которую нельзя заступать, и специальный дегустационный зал»
Еще одной удачной гастрономической концепцией Дина Гришина считает фестивали – «День огурца» в Демидове, «Яблочный спас» во Фленове, «Ложка и кружка» в Гнездове, «Праздник Вяземского пряника». Такие мероприятия становятся все более популярными в туристической среде. Недавний «СметаниноFEST», на котором пожарили самую большую яичницу в России, по самым скромным подсчетам собрал 6000 человек.
Фото vyazma.bezformata.com