Городские власти объявили о намерении развивать в Петербурге кемпинги. Сейчас в комитете по инвестициям и стратегическим проектам заняты выбором участков, которые через 2-3 месяца город выставит на торги. Мнения экспертов разделились. У специалистов в области недвижимости идея развития автотуризма вызывает сомнения. Зато компании, специализирующиеся в области караванинга, восприняли намерения властей с энтузиазмом. Но в одном обе стороны сходятся — условия, которые намерен объявить Смольный, нуждаются в серьезной корректировке. О том, что вокруг Петербурга появятся кемпинги, куда смогут приезжать туристы и студенты, которые не могут платить за 3-х, 4-х и пятизвездочные гостиницы, сообщила журналистам губернатор города во время своей ежегодной пресс-конференции 18 октября . Развитие этого сегмента гостиничного рынка поможет скорректировать ситуацию со стоимостью гостиничных услуг в Санкт-Петербурге, выразила надежду Валентина Матвиенко, отметив, что она - противница силового влияния на ценовую политику, так как спрос на номера в отелях за существующие, пусть и высокие, цены все же есть. Но, возможно, развитие малобюджетного сектора заставит владельцев гостиниц пересмотреть стоимость услуг. Детали проекта раскрыл после заседания правительства 19 октября глава КИСПа Алексей Чичканов. Он сообщил, что располагаться комплексы для автотуристов будут на въезде в город — сейчас рассматриваются Курортный, Пушкинский и Петродворцовый районы. Всего же Смольный намерен выделить 10 участков площадью от 0,5 до 1,5 га. В перспективе, как надеются городские власти, будут созданы управляющие компании, которым эти участки будут передаваться в аренду для создания кемпингов сроком на 10-15 лет — через процедуру торгов. Создание инженерной инфраструктуры ложится на плечи инвестора. Первые торги город намерен провести через 2-3 месяца. При разработке концепции Смольный ориентируется на Хельсинки. Чичканов привел в пример столицу Финляндии, где уже существует сеть кемпингов, стоимость ночевки в которых составляет от 30 до 40 долларов. Ориентировочно, сообщил Чичканов, в петербургских гостиницах для автотуристов будут установлены такие же цены. По мнению Игоря Лучкова, директора по консалтингу и оценке компании NAI Becar, идея создания кемпингов для России — преждевременна. «В нашей стране этот вид туризма не слишком развит, - поясняет он. - Поэтому ориентироваться можно только на поток европейских туристов, в первую очередь, на финнов». «Но я не очень понимаю причины, которые бы заставили финскую семью — а кемпинги в первую очередь рассчитаны именно на семейный туризм — поехать на выходные в Россию. Город должен продумывать какие-то дополнительные стимулы для увеличения потока гостей». Условия же, на которых инвесторам предложено участвовать в проекте, с точки зрения Лучкова, нуждаются в некоторой корректировке. «Площадь от 0,5 га до 1,5 га — это как-то слишком мало, - прокомментировал он. - С моей точки зрения, нормальный кемпинг должен занимать не меньше 3 га». Зато намерения властей предоставить для реализации этого проекта участок в Курортном районе эксперт расценил как позитивные. Правда, тут же уточнив, что Курортный район большой, и важно понимать, о какой именно его части идет речь. «Европейский стиль, коль уж мы ориентируемся на западные страны, подразумевает отдых рядом с водоемом — поэтому земля должна быть выделена либо на побережье Финского залива, либо на берегу озера». Оценить объем необходимых инвестиций в проект эксперты не сумели. Цена на землю в Курортном районе была названа только «среднепотолочная» - 20 тысяч долларов за «сотку». Стоимость создания инженерной инфраструктуры специалисты не смогли назвать, даже ориентируясь на потолок — все зависит от состояния инженерных сетей, а также личных взаимоотношений с местными властями или монополистами. На условиях анонимности участники рынка недвижимости сообщили, что подключение к коммуникациям коттеджного поселка недалеко от Лахты обошлось почти в три миллиона рублей (правда, неофициально). С тем, что условия, предложенные Смольным, надо бы изменить, согласны и те, кто занимается развитием караванинга в России. «Минимальная площадь кемпинга должна быть не меньше 2 га, - пояснил Юрий Непомнящий, глава московской компании «Яхты на колесах». - Тогда на нем можно расположить около 150 машин, и появляется возможность рассчитывать на окупаемость». При этом, по существующим в мире нормативам, для стационарных домиков должно быть отведено не больше 30% территории — остальная ее часть предоставляется для стоянки автодомов и тех, кто желает ночевать в собственной палатке. Расходы электроэнергии, по его подсчетам, ориентировочно составляют около 1 кВт на машину, однако это — максимальная расчетная величина, в принципе для поддержания жизни в комплексе достаточно около 100 кВт. Кроме того, на территории обязательно должна быть создана большая душевая (на 10 человек минимум), комплекс биотуалетов и, соответственно, емкость для кассет, а также кафе и небольшой магазин. В тех случаях, когда комплекс претендует на звездность, к этому минимальному набору добавляются детская площадка, спортивная инфраструктура и т.п. Обязательное условие для кемпинга — территория ни в коем случае не должна быть заасфальтирована. «Люди должны выходить из дома прямо на землю, - комментирует Непомнящий. - Да и палатку на асфальте тоже не разобьешь». Однако, поскольку автодом весит около 3,5 тонн, то владельцу комплекса придется еще и провести работы по отсыпке территории — их стоимость тоже войдет в затраты на инфраструктуру. Кроме того, заполняемость кемпингов очень сильно зависит от сезона. В наших условиях можно рассчитывать на полноценную загрузку только в течение 4-х месяцев в году. В остальное время комплекс будет востребован в лучшем случае на треть. «Если власти хотят развивать это направление, то они должны взять на себя часть расходов, которые понесет инвестор, оказать ему помощь, - считает Непомнящий. - Например, в Европе расходы на инженерную инфраструктуру берут на себя владельцы сетей, а потом отбивают вложенные деньги за счет платежей. Администрации регионов обычно асфальтируют за счет бюджета проезды к кемпингу, то есть, поддержку предпринимателям оказывают — она потом отбивается сторицей». «Я надеюсь, что администрация Петербурга прислушается к нашим пожеланиям и немного исправит свои условия, - высказал он свои пожелания. - Иначе окупаемости инвесторам добиться будет трудно». Однако, несмотря на все риски, караваннеры не считают, что появление кемпингов в России — преждевременная идея. «Она давно лежала на поверхности, нужно было только ее взять, - прокомментировал Василий Мерзляков, автор идеи пилотного проекта комплекса Family-land на Пулковском шоссе. - Мы давно говорим об этом, и я отправлял свои соображения в Министерство по туризму. Не исключено, что к нам прислушались». По словам Мерзлякова, свой проект он начал реализовывать два года назад: при том, что участок площадью 3 га находился у него в собственности — проблемы с получением земли не было. Около месяца назад комитет по градостроительству и архитектуре согласовал проект, и сейчас на территории подготовлена площадка для автодомов. В течение года владелец кемпинга намеревается построить 50 домиков для проживания туристов. Таким образом время реализации проекта составляет около 3 лет. Сумму вложений в проект он не раскрывает, но надеется окупить затраты еще за три года. «Я с удовольствием подскажу Смольному, какие факторы надо учесть при разработке сети кемпингов», - добавил предприниматель. Как предполагают в Ассоциации караваннеров России, кемпинги под Петербургом будут широко востребованы у европейских туристов,которые смогут попадать в Россию транзитом через Финляндию — особенно, если шенгенские визы наконец отменят. Ориентировочно, в том случае, если условия будут соответствовать требованиям европейцев, можно ожидать около 60 тысяч автомашин в год. Инициативу Смольного караваннеры связывают не столько со стремлением привлекать иностранных туристов в Петербург, сколько более банальными причинами. «На совещании в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики прозвучала информация о том, что федеральные власти намерены в рамках развития внутреннего туризма создать в России 35 кластеров из автокемпингов. И теперь все регионы пытаются заявить о своем участии, чтобы претендовать на федеральные деньги», - предположил источник «Фонтанки» в Ассоциации. «Калужская область уже выступила с идеей создания сети комплексов отель-ресторан-кемпинг», - добавил эксперт.