Ровно неделю назад, в пятницу 27 января, «Аэрофлот» перестал сажать на свои рейсы туристов «Ланты-тур вояж», а в СМИ появились первые сообщения о финансовой несостоятельности туроператора. Эти семь дней вместили многое: несчастных туристов, блокированных в таиландских и индийских отелях, многочасовые совещания в Минспорттуризма, агентства, осаждающие в трескучий мороз офис «Ланты» на Крылатских холмах, и возбуждение уголовного дела против руководства фирмы.На наших глазах бесславно заканчивалась история старейшей российской туристической компании. Но неожиданное заявление премьера о необходимости решить проблемы пострадавших российских граждан и предоставление «Ланте-тур» кредита ВТБ развернуло ситуацию на 360 градусов. Событие беспрецедентное для турбизнеса нашей страны. То, что это решение должно помочь россиянам, оказавшимся за рубежом в момент обрушения компании, – очевидно. А вот понять, помогут ли эти деньги самой «Ланте», пока трудно.
Кстати (или некстати), глава ВТБ Андрей Костин сообщил вчера журналистам в кулуарах форума «Россия-2012», что банк, не планирует входить в капитал испытывающей трудности туристической компании «Ланта-тур вояж».
Мы попросили представителей турбизнеса оценить перспективы возвращения этого туроператора на рынок. Приводим их мнения в алфавитном порядке.
Наталья Андронова, генеральный директор компании «Атлантис Лайн»: «Мы с самого начала заявляли, что должна действовать презумпция невиновности бизнесмена. Компания попала в сложную ситуацию после 20 лет успешной работы, и ее нельзя сразу же затаптывать. Конечно, пострадали туристы, агенты, но, в конце концов, компания сможет в дальнейшем выплатить и долги, и моральный ущерб.
Многие агентства говорили, что по 10-15 лет работали с «Лантой» и никогда проблем не было. Поэтому я надеюсь, что компания вернется на рынок. Потом ее надо просто поддержать: представьте, что они пережили за несколько дней – банкротство, уголовное дело, потом вдруг дали кредит. А ведь что-то подобное может случиться с любым оператором, что бы он ни говорил. Может быть рейдерский захват, какая-нибудь подстава от конкурентов или партнеров.
Думаю, у «Ланты» есть шанс вернуться на рынок. То, что государство ее поддержало, повышает репутацию фирмы в глазах зарубежных партнеров. Надо грамотно использовать ситуацию. И неважно, какими мотивами руководствовался премьер, главное, что он быстро принял решение, которое помогло и туристам, и оператору. Ведь поддерживало же государство во время кризиса банки, сырьевые компании – почему в этом перечне не может быть туроператора?»
Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании «АРТ-Тур»: «К сожалению, не могу вспомнить, чтобы туроператор успешно возвращался на рынок после такого громкого банкротства. Чаще компании открываются уже под другим именем. Может быть, сценарий повторится и на этот раз.
У плохих новостей длинные ноги, ничто не теряется так быстро, как репутация. Искренне желаю «Ланте-тур» вернуться на рынок. Компания, которая 20 лет успешно работала, не была замечена в демпинге, не заслуживает такого конца. Надеюсь, что кредит, выделенный ВТБ, поможет «Ланте» восстановить финансовое состояние. Но надо понимать, что эти деньги не безвозмездные, их придется вернуть, причем, с процентами. Для этого компании нужны большие обороты. Понятно, что турфирме, попавшей в такие тиски, будет непросто нарастить объемы, тем более в короткие сроки».
Карен Гончаров, генеральный директор DSBW tours: «Бизнес в России, и туристический в том числе, конечно, отличается от западного – мы им живем, у нас к нему персональное отношение. Многие не выдерживали и уходили. Остались только сумасшедшие – в хорошем смысле слова. Туризм – очень сложный бизнес, непредсказуемый, связанный с рисками, которые почти невозможно просчитать. И половина успеха зависит от воли предпринимателя, его желания бороться и дальше. Если «Ланта» найдет в себе силы собраться, напрячься, то преодолеет кризис. Если есть воля к победе, если готовы зубами рвать, то все сложится. То, что случилось, – это как инфаркт. Кто-то после такого удара уходит на пенсию, а кто-то начинает новую жизнь.
Конечно, нужны еще и благоприятные обстоятельства. А ситуация на рынке не очень радужная, и главная проблема – кризис перепроизводства, вызванный и амбициями, и обязательствами перед партнерами. Как его обуздать? Никто еще не предложил оптимального решения, в том числе, государство.
К сожалению, те несколько дней, на которые «Ланта» закрылась из-за своих финансовых проблем, могут обернуться потерей доверия агентов и туристов. С другой стороны, Людмила Пучкова – личность сильная, харизматичная. Так что время покажет».
Наталья Гурова, директор туристического агентства «Асти Вояж»: «Думаю, руководитель, который однажды привел свою компанию к банкротству, не должен продолжать прежнюю деятельность. Он неминуемо закончит тем же. Примером может служить Инна Бельтюкова, которая после фактического краха «Инны тур» создала «Капитал тур», конец известен.
Крупных туроператоров к банкротству приводит, как мне кажется, мания величия – они постоянно расширяют количество направлений, не думая о последствиях. Слава богу, на рынке еще немало компаний, которые не позволяют себе «разбухать», сдерживают амбиции и благодаря этому чувствуют себя гораздо лучше всех этих «гигантов».
Не знаю, сможет ли «Ланта-тур» вернуться на рынок, но мое доверие к ней как агента вряд ли восстановится – несмотря на то, что за 7 лет работы с ними у нас не было проблем. Но это уже не первое крупное банкротство за последнее время, и агентства просто в отчаянии – мы не знаем, кому из туроператоров сейчас можно доверять».
Татьяна Ванд, генеральный директор компании «Ванд Интернэшнл тур»: «Случившееся с «Лантой» – не форс-мажор. Пирамида сознательная, так что все было предсказуемо. Многие туроператоры прекрасно знают, что на рынке будет демпинг, что все потеряют, но идут на это, увеличивая объемы. У них нет чувства ответственности, им важнее осознавать, что они – лидеры, крутые. Но у каждого есть выбор, как вести свой бизнес.
На месте руководителя «Ланты-тур» я бы, конечно, закрыла компанию. Но теперь, когда ВТБ выдал кредит… Если его надо возвращать, то компании придется продолжить деятельность – а ведь есть еще долги многим партнерам. Будут ли работать с «Лантой» авиаперевозчики, которым она тоже должна?
Очень сложно выйти из этого положения красиво. «Ланта» всем должна, а «Аэрофлот» и ВТБ – государственные предприятия. К сожалению, ВТБ своим кредитом ситуацию ухудшил. Надо отдавать долг или – уголовное дело. Чтобы иметь обороты, опять придется демпинговать, а это – путь в никуда.
Чтобы вернуть деньги, надо пересмотреть вообще всю финансовую политику фирмы. Нужна грамотная, очень тщательная программа. Аудиторы, юристы должны разработать план выхода из ситуации. Если «Ланта» будет работать, например, только на вип-клиентов, то при удачном стечении обстоятельств, лет через 15, она сможет отдать долги «Аэрофлоту», ВТБ и другим партнерам».
Александр Корбарум, президент компании «ИнтАэр»: «Если Людмила Пучкова сможет сконцентрироваться на возвращении компании в строй, она это сделает. Вряд ли быстро, но у «Ланты» есть подходящая основа – профессиональные сотрудники, хорошие контракты, а теперь еще поддержка государства. Можно попробовать реструктурировать всю задолженность и постепенно возобновлять деятельность. Не думаю, что это удастся сделать по всем направлениям, по которым работала «Ланта». Не все партнеры пойдут на это, но некоторые пойдут».
Андрей Кузнецов, президент компании «Южный Крест»: «Исходя из нынешнего положения «Ланты-тур» с ее долгами плюс кредит ВТБ, который тоже придется возвращать, доверия к ней у участников рынка и клиентов, скорее всего, не будет. Все может измениться, если ВТБ войдет в капитал компании. Государство тогда выиграет трижды – успокоит ситуацию, обеспечит стабильность «Ланты-тур» на будущее и гарантированно вернет деньги, выделенные туроператору на кредит».
Эдуард Кузнецов, независимый эксперт: «Предоставление «Ланте» кредита ВТБ, конечно, снимет напряжение и решит проблемы тех людей, которых выселяют из отелей или требуют повторно оплатить проживание. Такая поддержка многое значит, так что шанс у Людмилы Пучковой есть, но, к сожалению, очень маленький. Все будет зависеть от нее самой, а также от ситуации на рынке. Если банк продолжит сотрудничество с «Лантой» на приемлемых условиях и компания сможет выйти на прибыль, можно рассчитывать на ее «возвращение». К сожалению, ситуация на рынке очень непростая – нас ждет ощутимое падение спроса.
Очень важно также, смогут ли «понять и простить» туроператора агентства, ведь прекращение его деятельности было жестким, некорректным. Ошибкой было не подготовиться к такой ситуации, если дела в компании шли неважно. С другой стороны, если все было так, как рассказывает Людмила Пучкова, что она выполнила свои обязательства перед банком, а он – нет, то подготовиться к такому невозможно. Буквально на днях вот так же за один день произошло банкротство испанского перевозчика Spanair, десятки тысяч пассажиров узнали об этом за полчаса до вылета. Возможно, руководство «Ланты» действительно оказалась в безвыходной ситуации. Выйти из него сейчас будет архисложно. Искренне желаю Людмиле удачи».
Игорь Козлов, генеральный директор компании «Асент Трэвел»: «Возвращение «Ланты-тур» на рынок возможно лишь при наличии трех условий. Во-первых, помощь государства должна быть не одноразовой. Агентствам нужны некие гарантии, поэтому хорошо бы государство обозначило свои намерения. Во-вторых, необходима поддержка других туроператоров, авиакомпаний и отелей. Например, надо предоставить компании возможность брать не жесткие блоки, а мягкие, и платить по факту, а не авансом за всю чартерную цепочку. Или поднимать чартерную цепочку не с апреля, а с июня. Ведь на самом деле загрузка и авиакомпаний, и отелей невозможна без участия крупных туроператоров: никакие частные онлайн-бронирования не обеспечат необходимых объемов. В-третьих, нужна помощь всей туриндустрии – новые условия работы на рынке.
На самом деле, не надо сводить заявление премьера о помощи турфирме только к предвыборной агитке. Ситуация в стране изменилась, изменилось отношение власти к турбизнесу, и, случись такое банкротство после выборов, на него отреагировали бы так же. Правительство продемонстрировало новое понимание отрасли, в которой занято более 20 тыс. турагентств, 4700 оптовиков и 15 млн. выезжающих. Власти волнуют проблемы нашего бизнеса. Выступление Дмитрия Медведева еще 16 января в Саранске о пределах ответственности туроператоров – не случайно. Не случайно власти так настойчиво вступают за отмену виз. И нам, конечно, надо использовать это внимание и более разумно обустраивать рынок».
Анна Подгорная, генеральный директор «Пегас туристик»: «Однозначного ответа, выберется ли «Ланта-тур вояж» из создавшейся ситуации, нет. Вопрос сложный, я бы оценила шансы компании как 50х50. Исход же будет зависеть от того, сумеет ли туроператор вернуть доверие клиентов. Сделать это будет совсем не просто, тем более что сейчас доверие потеряла не только «Ланта», его теряет вся отрасль. Клиенты не понимают, кому можно доверять, в недоумении и агентства.
А информационные акции, которые, явно в конкурентных целях, предпринимают некоторые игроки рынка, еще больше усугубляют ситуацию. Я говорю о публикации различных «белых» и «черных» списков туроператоров и других спекулятивных рассуждениях на ту же тему. Например, сейчас «Трансаэро» опубликовала список «надежных» игроков турбизнеса, в который, разумеется, вошли партнеры авиакомпании. Отмечу, между прочим, что многие из них жестко демпингуют.
На рынке предполагали, что история «Капитал тура» повторится. Называли разных претендентов на банкротство, но компании Людмилы Пучковой среди них не было. Реальное финансовое положение конкретных туроператоров в условиях, когда существенная часть турпакетов продается ниже их себестоимости, знают только банки, с которыми работают эти компании. Но понятно, что они такую информацию никогда не раскроют. Любые же деструктивные заявления в адрес конкурентов, особенно сейчас, считаю крайне безответственными – они разрушают турбизнес. Думаю, сейчас нам надо поддерживать друг друга. Это, кстати, и так происходит, ведь многие игроки рынка предложили свою помощь туристам «Ланты-тур вояж».