В Минтрансе с подачи думской фракции ЛДПР разработан очередной законопроект, ужесточающий ответственность авиапассажиров за нарушения правил поведения на борту самолета, представляющие угрозу безопасности полета.
Об этом 18 июля поведали «Известия». На сей раз ведомство предлагает ввести в практику черный список, если в него попасть, то виновному будет отказано в дальнейшем в приобретении билета. Сроки «наказания» уточняются. Во избежание разночтений, предлагается подкорректировать Гражданский кодекс, не дающий организациям права отказывать в услуге клиентам, – в виде оговорки про авиакомпании. Напомним, еще в марте с таким предложением выступала «Трансаэро». Тогда Минтранс тоже выходил в правительство с идеей увеличить штрафы для дебоширов, хулиганов и прочих маргиналов. Судя по всему, та инициатива положена под сукно.
Директор по связям с общественностью «Трансаэро» Сергей Быхал заметил, что пока по сути комментировать нечего – никакого официального документа нет и не известно, оформится ли инициатива во что-нибудь конкретное. Хотя он подтвердил, что авиакомпания выступала в поддержку начинания.
Вопрос, который настораживает наблюдателей, адекватны ли содеянному нарушителем могут быть санкции перевозчиков? Скажем, такая провинность, как курение на борту, может ли стать поводом для занесения в списки? Интересно, что в комментариях в газетной заметке присутствует негативная реакция на предложение Минтранса. В частности, указывается на недопустимость менять базовые положения ГК РФ. Кроме того, черные списки могут стать инструментом для избавления от «неудобных» пассажиров – тех, кто часто жалуется на перевозчиков в разные инстанции.
Сомневается в необходимости изменений и руководитель претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата» Александр Байбородин: «У авиакомпаний и так огромное количество преференций, например, копеечные штрафы за задержки рейсов. С другой стороны, безусловно, есть проблема трудных клиентов и дебоширов, но не уверен, что ее стоит решать таким радикальным способом».
Если законопроект будет одобрен в правительстве, в Госдуме он может быть рассмотрен на осенней сессии.