Номерной признак: число афер с жильем в Сочи выросло на треть. Какие способы обмана используют мошенники и как не стать их жертвой
Число афер с арендой жилья в Краснодарском крае за год выросло на треть, рассказали «Известиям» участники рынка недвижимости. Фейковые предложения обычно привлекают более низкими ценами, за скидки людей просят перевести 80–90% предоплаты. Также злоумышленники нередко обещают подобрать и забронировать отель, после чего пропадают, или пытаются продать объект, не принадлежащий им. С начала года в органах внутренних дел Кубани зарегистрировано более 300 дел о мошенничестве, сообщили «Известиям» в ГУ МВД по Краснодарскому краю. Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты советуют подходить к бронированию отдыха максимально внимательно и критически оценивать информацию.
За год число случаев мошенничества с арендой и продажей жилья в Краснодарском крае выросло на треть, сообщили «Известиям» в федеральной компании «Этажи». Зачастую аферисты привлекают жертв фейковыми предложениями с более низкими ценами — за скидки людей просят перевести 80–90% предоплаты, пояснил директор федеральной компании «Этажи» в Сочи Павел Быков.
Информацию о широком распространении подобных схем подтвердили в Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО). По словам Павла Быкова, злоумышленники нередко обещают подобрать и забронировать отель, после чего пропадают, а также используют схему продажи объекта, не принадлежащего аферистам, или заключают договор аренды, не имеющий юридической силы, после чего выселяют жильцов.
В топе у мошенников и крупные отели на курортах: участились случаи обмана туристов крупного отеля «Жемчужина» в Сочи. В Сети у него несколько фальшивых сайтов-двойников, и многие граждане уже попались на удочку злоумышленников, рассказали «Известиям» две девушки из числа многочисленных жертв этих аферистов Оксана из Москвы и Алла из Новосибирска. Редакция направила запрос в отель.
— Краснодарский край — один из самых популярных курортных субъектов России. Мошенникам выгоднее всего работать именно там, где большое скопление отдыхающих, — сказала управляющий партнер «Легес Бюро», член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
В пресс-службе ГУ МВД России по Краснодарскому краю «Известиям» сообщили, что с начала года в органах внутренних дел Кубани зарегистрировано свыше 300 фактов мошенничества в этой сфере.
— В этом году сотрудники уголовного розыска задержали двоих мужчин, специализирующихся на дистанционных хищениях денежных средств в сфере гостиничного бизнеса. Установлена причастность злоумышленников к более чем 30 преступлениям в Анапе и свыше 20 в Сочи, — рассказали там.
Пострадавшая от мошенников Алла из Новосибирска нашла «зеркальный» сайт-двойник популярного сочинского отеля «Жемчужина». В Сети она постоянно наталкивалась на рекламу этого ресурса, при этом сайт выглядел вполне презентабельно, отметила она.
— Ресурс не вызвал никаких подозрений: он содержит весьма подробную информацию, там были представлены разнообразные виды проживания, с разными ценами, — рассказала Алла.
После того как она оставила заявку на сайте, с ней связались якобы менеджеры отеля и рассказали, как произвести стопроцентную оплату. Алла перевела деньги, после чего ей выслали ваучер на электронную почту. Более того, по словам девушки, аферисты были постоянно на связи с ней — отвечали на вопросы в мессенджере, пока она не приехала в Сочи.
— На ресепшене мне сообщили, что в отеле таких низких цен не существует: я забронировала номер на себя и семилетнего ребенка на неделю за 45,5 тыс. рублей. Сотрудники гостиницы пояснили, что я стала жертвой мошенников, — вспоминает Алла.
На первые три дня отпуска она приобрела номер в «Жемчужине» за 50 тыс. рублей. И каждый день видела на ресепшене по трое-четверо таких же пострадавших.
Оксана из Москвы оказалась практически в такой же ситуации — тоже купила проживание на неделю для себя с ребенком примерно за 50 тыс. рублей. Только ее убедили, что такая низкая цена — это скидка в бархатный сезон.
— Аферисты сказали, что отель делает большой дисконт для туристов в это время. Но чтобы воспользоваться предложением, нужно оплатить минимум 80% брони, — рассказала она.
В пресс-службе Роскомнадзора «Известиям» сообщили, что, согласно российскому законодательству о защите информации, служба ограничивает доступ к ресурсам, содержащим сведения мошеннического характера — на основании решения суда или требования Генпрокуратуры РФ.
— Соответствующие решения или требования по тематике мошенничества в сфере аренды жилья на черноморских курортах в ведомство не поступали, — сказали в Роскомнадзоре.
Не обращался в правоохранительные органы и сам отель, рассказал один из сотрудников следственных органов региона. Правда, на официальном сайте гостиницы информация иная : отельер в сообщении от 22 апреля информирует о мошенниках и обращении в правоохранительные органы.
Действительно, проблема с «зеркальными» или фейковыми сайтами гостиниц, с помощью которых злоумышленники обманывают граждан, существует, сказал «Известиям» вице-президент ФРиО Вадим Прасов. По его мнению, логично было бы изменить процедуру блокировки подобных фейковых ресурсов, разрешив делать это по заявлению от официального владельца отеля, сайт которого подделали мошенники, считает он.
Подделывают преимущественно сайты крупных и известных объектов, куда стремятся многие туристы, отметил гендиректор туроператора «Алеан» Илья Уманский. Это связано с тем, что создание копий с учетом расходов на рекламу в интернете и содержание колл-центра обходится мошенникам довольно дорого, пояснил он.
Вероятно, защититься от злоумышленников можно, используя для планирования поездки агрегаторы.
— Мы работаем только с отелями-юрлицами. Перед тем как отель попадает в выдачу для пользователей, он проходит несколько проверок. Гостиницы подключаются к нам через технологических партнеров, которые проверяют контрагентов по своим параметрам, с какими-то обмениваются реальными бумажными договорами, — рассказали в пресс-службе «Яндекс Путешествий».
Затем отель заводит аккаунт в «Яндекс Бизнесе» или сообщает сервису об уже существующем аккаунте. Это дополнительная проверка надежности поставщика, добавили там.
«Известия» также направили запросы в популярные агрегаторы Hotellook.ru, Ostrovok.ru, Bronevik.com.
В первую очередь, чтобы не стать жертвой мошенников, всю информацию нужно оценивать критически, считает Павел Быков. Любые авансовые схемы платежа за подбор недвижимости, показ или бронирование без проверки документов и получателя платежа — априори рискованные, отметил он. Какие бы то ни было факты оплаты должны быть подкреплены документально, подчеркнул эксперт.
В пресс-службе ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю добавили, что при выборе отеля стоит сравнивать оригинальное название сайта, так как сайт-фальшивка может отличаться одной буквой или цифрой. Прежде чем бронировать отдых и переводить оплату на банковские счета неизвестных, стоит позвонить в выбранный отель, гостиницу или санаторий — как правило, на официальных сайтах всегда указаны телефонные номера для обратной связи, подчеркнули в пресс-службе.
Фото (с) n-vartovsk.ru