Соловьи и форты.

Прослушивать диктофонную запись из этого пресс-тура – одно удовольствие. Интересный, как всегда, рассказ нашего гида начальника отдела развития ООПТ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга» Нино Нацваладзе звучит на фоне не прекращающихся птичьих пересвистов и трелей.

А в одном месте мы дружно сказали друг другу «тссс...» – и несколько минут записывали только рулады, которые исполнял соловей. Птицы явно наслаждались тем, что выходные наконец закончились, толпы шумных людей схлынули и на их Толбухинской косе наступили тишина и покой...

Заказник «Западный Котлин» – молодой, образован только в 2012 году. И, в общем-то, небольшой – всего 102 га. Есть надежда, что уже в самое ближайшее время он прирастет еще на 16 га и будет простираться тогда от форта «Шанец» до форта «Риф». Под охрану здесь взята очень хрупкая и подвижная экосистема, которая до сих пор формируется под действием природных стихий и человека. Сам остров Котлин тоже очень молод, ему «всего-то» 3 – 4 тысячи лет – детский геологический возраст. По сути, это большая морена, принесенная сюда последним скандинавским ледником. Его берега постоянно то намываются, то размываются морем. Но остров держится. Еще до середины прошлого века вся западная оконечность была безлесной и болотистой. А сейчас тут вырос лиственный лес, в основном из черной ольхи и ивы. Формирующиеся береговые валы с древесными ивняками и осинами – это уникальный природный комплекс, который, как говорят специалисты, больше нигде не встретить на берегах восточной части Финского залива. Прилегающие к острову мелководья с плавнями дают приют многим видам перелетных птиц. И, как выяснилось при обследовании территории под заказник, здесь даже водятся летучие мыши – северный кожанок. Некоторые, самые «храбрые» из них, рискуют оставаться на зимовку в казематах фортов.

Еще четыре года назад ситуация на Толбухинской косе выглядела печально. Через арку форта «Шанец» беспрерывным потоком шли машины. Песчаные пляжи близко от Кронштадта, да и «материкового» Петербурга – это ли не место для шашлыков и купания? Ползя на первой передаче по раздолбанному Кронштадтскому шоссе, семейства и компании искали тот куст, где еще не притулился другой автомобиль или было не слишком загажено предыдущими отдыхающими.

Теперь въезд через обе арки «Шанеца» перекрыт. С автомобильной стоянки после пункта охраны – только пешком. От людей «Западный Котлин» никто не закрыл. Даже мангал, если хочешь, тащи с собой. Вот костер разводить нельзя. Есть и другие ограничения, с которыми посетители, по словам Нино Нацваладзе, смирились не сразу, бывало и шлагбаумы ломали, но постепенно народ привык.

Люди у нас в принципе не злые и готовы позаботиться о природе. Если им для этого создадут условия. Собрать и унести в город свои объедки, пустые банки-бутылки – это, конечно, пока еще слишком: устали ж отдыхать-то. Но до урны донести вполне способны. Так что нашу «зеленую» компанию весьма порадовало, что под береговыми кустами мусора не было. Вот вокруг урн он оказался в изобилии. «Парковые» урны, расставленные в заказнике, явно не справлялись, а обслуживающая «Западный Котлин» фирма к полудню понедельника еще не добралась до своего фронта работ.

Создание экологической тропы здесь, конечно, тоже большой плюс Дирекции ООПТ. На 2-километровом маршруте расставлены пюпитры с очень интересным информационным материалом про здешних птиц, растения, животных, историю этого места – как отбивал Федот Толбухин в 1705 году шведский десант, как курсировал по косе бронепоезд «Кронштадтец», охраняя небо от фашистских самолетов. Правда, пройти по тропе пока решатся разве что энтузиасты – вязнуть приходится то в песке, то в лужах. Но уже в этом году планируется оснастить тропу настилами.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «»