"Сон как явь" – новая экспозиция в Русском музее

Новая экспозиция в Русском музее целиком и полностью посвящена сновидениям, которые вдохновляли художников разных эпох. Для выставки искусствоведы отобрали более 60 работ из фондов Русского музея.

 

В его коллекции предостаточно произведений, которые демонстрируют различные грани сна: философские, бытовые, метафорические, библейские. В сновидения погрузились «Новости культуры». Эпиграфом выставки, открывшейся в Михайловском замке, послужила фраза Павла Флоренского: «Художество есть оплотневшее сновидение». Так как с художествами в Русском музее все обстоит благополучно, то главной задачей организаторов экспозиции было структурировать материал в контексте темы сновидений в искусстве «Во-первых, мифология, Библия, история, сон как метафора и сон в современном искусстве», – поясняет заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. На полотнах в экспозиционных залах много спящих людей. Но если бы организаторы сосредоточились на сне как исключительно на физическом аспекте, тема осталась бы нераскрытой.

Дойдя до финала, зритель рисковал бы впасть в пограничное состояние. Образы спящих действительно несут особое визуальное очарование в версиях Николая Майкова, Григория Седова и Алексея Венецианова, но уже начиная с мастеров конца XIX века, мы находим другое понимание сновидений. Один из залов экспозиции полностью посвящен Михаилу Врубелю. В работах цикла «Бессоница» слепнущий художник фиксировал переживания последнего драматического этапа. «"Бессонница" – это такой момент, когда человек просыпается ночью, и там есть такая степень исповедальности, как у Тютчева, способность увидеть самого себя», – говорит доктор искусствоведения, заведующий отделом русской живописи XIX – XX веков Владимир Леняшин.

Эпоха символизма перечеркнула сон как физическое состояние. Сном стала сама действительность. Вильям Берингер транслирует этот мотив в работе «Белая ночь», ему вторят картины Николая Калмакова и Петрова-Водкина. В конце XIX века к теме сновидений обращались ведущие российские скульпторы. Работы Марка Антоколькского и Марии Диллон передают атмосферу модерна. В соцреализме сон стал тем,чем он и должен быть в обществе строителей светлого будущего. Современные сны о чем то большем анализу не поддаются. Скульптурная линия экспозиции подкреплена прекрасными работами Дмитрия Каминкера и Аделаиды Пологовой. Какой сон видит фигура с названием «Спящий гегемон», неизвестно, но будить его почему то не хочется.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Ноябрь 26, 2024 - 05:33

28 ноября 16:00 в Государственном музее истории религии открывается выставка, которая позволит окунуться в мир путешественников XVIII–XIX веков.

 

Ноябрь 25, 2024 - 14:04

Государственный музей-заповедник «Гатчина» приглашает представителей СМИ на открытие масштабной выставки «Кирасиры Ея Величества», посвященной истории одного из самых известных полков русской императорской гвардии – лейб-гвардии Кирасирского ее величества полка.

 

Ноябрь 22, 2024 - 02:52

 29 ноября 2024 года в 16:30 на биеннале Объединения архитектурных мастерских «Архитектура Петербурга 2024» в Мраморном зале Этнографического музея (Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4/1) https://oam-spb.ru/biennales/arhitekturnaya-biennale-2024/ состоится презентация новой книги благотворительного фонда поддержки культуры и искусства Dictum Factum, основанного Евгением и Юлией Герасимовыми, «Архитектор Евгений Левинсон».

 

Ноябрь 21, 2024 - 07:47

Для двух роскошных фарфоровых ваз работы знаменитой Севрской королевской мануфактуры воссозданы исторические постаменты в залах Мира и Войны Большого (Павловского) дворца.