"Сон как явь" – новая экспозиция в Русском музее

Новая экспозиция в Русском музее целиком и полностью посвящена сновидениям, которые вдохновляли художников разных эпох. Для выставки искусствоведы отобрали более 60 работ из фондов Русского музея.

 

В его коллекции предостаточно произведений, которые демонстрируют различные грани сна: философские, бытовые, метафорические, библейские. В сновидения погрузились «Новости культуры». Эпиграфом выставки, открывшейся в Михайловском замке, послужила фраза Павла Флоренского: «Художество есть оплотневшее сновидение». Так как с художествами в Русском музее все обстоит благополучно, то главной задачей организаторов экспозиции было структурировать материал в контексте темы сновидений в искусстве «Во-первых, мифология, Библия, история, сон как метафора и сон в современном искусстве», – поясняет заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова. На полотнах в экспозиционных залах много спящих людей. Но если бы организаторы сосредоточились на сне как исключительно на физическом аспекте, тема осталась бы нераскрытой.

Дойдя до финала, зритель рисковал бы впасть в пограничное состояние. Образы спящих действительно несут особое визуальное очарование в версиях Николая Майкова, Григория Седова и Алексея Венецианова, но уже начиная с мастеров конца XIX века, мы находим другое понимание сновидений. Один из залов экспозиции полностью посвящен Михаилу Врубелю. В работах цикла «Бессоница» слепнущий художник фиксировал переживания последнего драматического этапа. «"Бессонница" – это такой момент, когда человек просыпается ночью, и там есть такая степень исповедальности, как у Тютчева, способность увидеть самого себя», – говорит доктор искусствоведения, заведующий отделом русской живописи XIX – XX веков Владимир Леняшин.

Эпоха символизма перечеркнула сон как физическое состояние. Сном стала сама действительность. Вильям Берингер транслирует этот мотив в работе «Белая ночь», ему вторят картины Николая Калмакова и Петрова-Водкина. В конце XIX века к теме сновидений обращались ведущие российские скульпторы. Работы Марка Антоколькского и Марии Диллон передают атмосферу модерна. В соцреализме сон стал тем,чем он и должен быть в обществе строителей светлого будущего. Современные сны о чем то большем анализу не поддаются. Скульптурная линия экспозиции подкреплена прекрасными работами Дмитрия Каминкера и Аделаиды Пологовой. Какой сон видит фигура с названием «Спящий гегемон», неизвестно, но будить его почему то не хочется.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Сентябрь 5, 2025 - 20:14

Русский музей оказал поддержку филиалу Курского краеведческого музея в Судже: масштабный дар – более 100 новых стационарных и мобильных драйверов – был передан музейщикам из Курской области 4 сентября.

 

Сентябрь 5, 2025 - 15:48

11 и 12 сентября Музей Победы проведет в Санкт-Петербурге ежегодный Съезд руководителей исторических и военно-исторических музеев России и Республики Беларусь.

 

Сентябрь 4, 2025 - 03:45

Русский музей совместно с Санкт-Петербургским региональным отделением Всероссийского общества глухих запускает цикл встреч для подростков «Разговоры об искусстве на жестовом языке».

 

Сентябрь 4, 2025 - 03:35

Стартовал новый цикл грантового конкурса программы «Музеи Русского Севера» Благотворительного фонда «Доброта Севера» при поддержке компании «Северсталь» и партнёров: «Силовые машины», ЛЕНТА, «Скандинавия», «Свеза», FUN&SUN, холдинга «Кордиант».