Как стало известно "Ъ", в рамках сделки по покупке Катаром 24,99% доли в петербургском Пулково, в состав акционеров аэропорта войдет экс-глава Объединенной судостроительной корпорации и совладелец "Новопорта" Роман Троценко с долей 1,01%.
Бизнесмен объясняет свой интерес любовью к Петербургу и Пулково, но даже столь незначительный пакет позволит господину Троценко стать ключевой фигурой в балансе акционеров аэропорта. Его доля делает пакет ВТБ в 49% контрольным, а пакеты немецкой Fraport или Катара — блокирующими.
"Ъ" стали известны детали сделки по вхождению катарских инвесторов в капитал ООО "Воздушные ворота Северной Столицы" (ВВСС), управляющего Пулково. О готовящейся продаже части своего пакета 31 июля сообщила немецкая Fraport AG (см. "Ъ" от 1 августа). Структура сделки приведена в согласовательном письме гендиректора ВВСС Владимира Якушева на имя губернатора Петербурга Георгия Полтавченко и главы АО "Аэропорт Пулково" (партнер ВВСС от государства) Ростислава Чернышева (копия есть у "Ъ").
Как Пулково подвели под Катар
ВВСС полностью принадлежит кипрской Talitha Trading Ltd. Сейчас 50% Thalita у структуры ВТБ VTB Capital NGC Alliance Ltd, у Fraport 35,5%, 7% — у Horizon Infrastructure Investment, которой владеет греческая семья Копелузосов, 7,5% — у кипрской Koltseva Holdings Ltd (бенефициары не раскрываются, согласно реестру, 100% у Роиса Потамитиса). Те же акционеры с теми же долями были в ВВСС с момента образования компании в 2010 году.
В рамках сделки по вхождению катарских инвесторов в Пулково ВТБ продаст 1,01% Thalita кипрской Harptree Holdings Ltd, на 100% подконтрольной Роману Троценко, владельцу 50% крупного аэропортового холдинга "Новапорт". Далее ВТБ продает 7,49% акций Thalita компании Palmelin Ltd — еще одной структуре господ Копелузосов.
Koltseva, в свою очередь, продает свои 7,5% ВТБ, а семья Копелузосов продает собранный ими пакет катарской F3 Holding (принадлежит государству через управление по инвестициям Катара и его структуру Qatar Holding LLC). Ей же продает часть акций Fraport, снижая долю с 35,5% до 25%, и у F3 Holding образуется 24,99%. У ВТБ остается 49%.
Почему в Пулково снизился пассажиропоток
По соглашению о ГЧП, которым регулируется работа консорциума, значимые акционеры не имеют права совершать сделки со своими долями без согласия АО "Аэропорт Пулково". Но есть и другая причина, по которой согласование необходимо: управление по инвестициям Катара владеет 100% авиакомпании Qatar Airways, что делает перевозчика аффилированным лицом F3 Holding. Чтобы сделка состоялась, от АО "Аэропорт Пулково" требуется подтвердить, что в данном случае к аффилированным лицам F3 Holding не применим зафиксированный в соглашении запрет на участие в "запрещенных видах деятельности". АО готово дать согласие, следует из проекта ответа господина Чернышева на запрос ВВСС, который 29 августа поручил подготовить губернатор Петербурга ("Ъ" знаком с содержанием поручения).
Роман Троценко подтвердил "Ъ" покупку 1,01% Thalita, не пояснив, владел ли он долей в ВВСС ранее. "Это очень хороший город и хороший аэропорт,— ответил он,— и даже 1% в таком хорошем аэропорту — уже очень хорошо". В ВТБ не комментируют сделку до ее утверждения правкомиссией по иноинвестициям.
Появление Романа Троценко в числе совладельцев делает его ключевой фигурой: его 1,01% могут дать ВТБ контрольный пакет при голосовании, а Fraport или F3 — блокирующий. Старший юрист Nektorov, Saveliev and Partners Екатерина Знаменская отмечает, что образовавшееся при сделке распределение долей может объясняться по-разному в зависимости от содержания корпоративного договора. Она говорит, что нередко нового собственника с малой долей вводят, чтобы непосредственно на него распространить условия корпоративного договора — например, в части соглашения о неконкуренции или других обязанностях акционера. Также, по ее мнению, появление лица, которое явно не аффилировано с другими участниками, может служить для обеспечения баланса между акционерами.