Речные круизы по-прежнему остаются востребованными среди российских туристов: прошлогодняя трагедия с «Булгарией» лишь уменьшила глубину продаж, но не общий турпоток. В итоге, в связи с высоким спросом туроператоры решили продолжить пополнять свой флот новыми судами уровня 4-5*. Инаугурация такого круизного лайнера состоялось в прошедшие выходные в Северном речном порту в Москве. Круизное судно «Александр Грин» - теплоход, построенный на Верфи братьев Нобель в Рыбинске по проекту Морского Инженерного Бюро по заказу туроператора «Мостурфлот». Примечательно, что это третье круизное судно, построенное «почти с нуля» в истории современной России. Михаил Ненашев, председатель Общероссийского движения поддержки флота, отметил на церемонии, что российские реки, к сожалению, сейчас пустуют, поэтому появление нового круизного судна является по-настоящему знаковым событием. Новый корабль представляет собой модифицированную версию теплохода «Александр Блок», долгое время служившего гостиницей на Краснопресненской набережной. Пассажировместимость нового теплохода – 112 человек. Туристам предлагается размещение в 56 каютах площадью 14-24 кв.м. с балконом, двуспальными кроватями, санузлом, душевой кабиной, телевизором, сейфом и беспроводным интернетом. На корабле действуют лифт, ресторан, бар, массажный кабинет, парикмахерская, медпункт. В ходе экскурсии по лайнеру эксперты пояснили, что данное судно максимально адаптировано к российским навигационным условиям. Как рассказала Светлана Гончарова, замгендиректора туроператора «Мостурфлот», в период своей первой навигации судно будет обслуживать туристов из Австралии, однако для российских туристов также запланировано два круиза - на сентябрь-октябрь 2012 и на весну 2013 года.
Несмотря на востребованность речных круизов, эксперты отмечают падение глубины продаж. «Ранние продажи в этом году пошли хорошо, а вот продажи средней глубины в марте-апреле были провальными», - рассказал гендиректор туркомпании «Инфофлот» Александр Сахаров. «Если раньше провалом считалась продажа круизов за 3-4 недели до начала путешествия, то теперь стало обыденным то, что круизы продают за 1-2 дня до рейса», - пояснил собеседник. Безусловно, во многом это следствие информационной волны, поднятой крушением теплохода «Булгария», произошедшего 10 июля 2011 года. По словам г-на Сахарова, теперь туристы стали обращать внимание на туроператора, предлагающего круиз. «Крупные известные компании имеют большое преимущество перед остальными, стоимость тура теперь не является основным критерием выбора круиза», - отметил эксперт. Светлана Гончарова обратила внимание на ещё одну тенденцию 2012 года: турагентства отмечают заметный спад продаж по речным круизам, туристы предпочитают бронировать их напрямую у операторов.
Невзирая на имеющиеся сложности, круизные компании продолжают расширять свой ассортимент туров. Впрочем, наибольшей популярностью пользуются «классические» круизы по так называемому речному Золотому кольцу, маршрут Москва-Петербург с посещением островов, а также круизы по Оке, рассказала г-жа Гончарова. А Наталья Стрижова, директор красноярской турфирмы«Полония», поведала о любопытном турпродукте, предлагаемом ее фирмой: «У нас наиболее востребованы познавательные круизы, причём среди наших туристов наибольшей популярностью пользуются круизы по Енисею из Красноярска до Дудинки и Енисейска».
Добавим, что эксперты отмечают стабильность спроса на речные круизы любой продолжительности, а также повышенный интерес к суднам уровня 4-5*. «Это связано с тем, что пока такие предложения не превышают спрос, и проблем с заполняемостью теплоходов подобного уровня мы не отмечаем», - пояснила Светлана Гончарова.