Из множества прозвучавших на площадках Петербургского международного экономического форума заявлений, касающихся развития отечественного туризма, пожалуй, самым недооценённым осталось сообщение о перспективах использования в отрасли искусственного интеллекта, сделанное вице-премьером РФ Дмитрием Чернышенко.
Между тем, если планы по активному внедрению в отрасль продуктов, базирующихся на использовании искусственного интеллекта (ИИ), будут реализованы, сотрудники туристских фирм могут остаться без работы уже в ближайшей перспективе.
По словам Дмитрия Чернышенко, в ближайшем будущем правительство планирует создать инструменты, которые де-факто будут выполнять функции туроператоров и турагентов.
Это будет онлайн-биржа, на которой будут выставляться и мгновенно в онлайне меняться цены. Гостиницы будут демпинговать и давать лучшие предложения, либо динамически их повышать. Здесь будут уже справедливые механизмы работы. А онлайн-консьержи будут массовыми и доступны всем. Они будут подбирать индивидуальные туры, в которых учтут тысячи нюансов и подстроят их под туриста, - цитирует вице-премьера агентство РИА-Новости.
Таким образом, предполагается создание двух цифровых инструментов – онлайн-биржи и онлайн-консьержей, которые и возьмут на себя функционал туроператоров и турагентов соответственно.
Часть 1. Цифровой туроператор
Вопрос создания онлайн-биржи, о которой говорил вице-премьер, упирается только в ресурсы – финансовые и временные. Пожалуй, только компетенции исполнителей могут помешать проекту полноценно заработать в ближайшие 4-5 лет.
Безусловно, создание онлайн-биржи потребует проработанных алгоритмов формирования баз данных, в первую очередь, в аспекте ответственности поставщиков за представляемые продукты и услуги. Но с этим, как нам представляется, проблем не будет, ибо в отрасли накоплен разнообразный опыт государственного и частного регулирования.
Функционально онлайн-биржа, подбирающая оптимальные варианты из актуальных на момент запроса предложений по размещению, трансферу и сопутствующим туруслугам, будет успешно выполнять роль туроператора, решая вменённые ему отраслевым законом задачи по формированию, продвижению и реализации туристского продукта. Причём, не связывая себя гарантийными обязательствами по блокам мест.
Смогут ли туроператоры по внутреннему туризму конкурировать с электронной биржей? Скорее нет, чем да. Классические туроператоры, формирующие турпакеты с перевозкой, однозначно не выдержат подобной конкуренции. Особенно на фоне прозвучавших на днях заявлений о нецелесообразности финансирования чартерных программ.
В свою очередь, туроператоры, формирующие уникальные продукты (местные туры на базе собственной перевозки, круизы и т.п.), скорее всего, будут заинтересованы в реализации своих продуктов через онлайн-биржу, как это было с программой кешбэк. Что, в свою очередь, позволит им минимизировать затраты на продвижение продукта.
В целом же с учётом преобладающей в государственной политике тенденции переноса акцентов с туристского продукта на туруслуг (https://t.me/stisibir/155)и перспективы офлайновых туроператоров сохранить своё место под солнцем невелики.
Больше шансов сохраниться в конкурентной борьбе – у агрегаторов, уже фактически работающих в туроператорской нише (https://t.me/stisibir/159). Их конкурентоспособность будет зависеть от технических характеристик создаваемой онлайн-биржи и качества её контента.
Часть 2. Цифровой турагент
Ещё более призрачными представляются перспективы выживания турагентов в аспекте создания онлайн-консьержей, базирующихся на использовании ИИ.
Специфика работы онлайн-консьержей несколько сложнее, чем представляют её специалисты турбизнеса, заявляющие о том, что уже используют чат-боты для общения с туристом. Предлагаемый инструмент будет работать с большими данными, формируемыми в том числе на основе цифрового следа потенциальных клиентов. То есть, онлайн-консьержи будут помнить все запросы и просмотры конкретного туриста и подбирать информацию исходя из его интересов и предпочтений.
Работать цифровой консьерж будет оперативно, глобально (мгновенно обрабатывая огромные выборки) и, скорее всего, бесплатно для туриста.
Что могут противопоставить турагенты такому конкуренту? Только клиентскую лояльность, основанную на положительном (и безошибочном – как у сапёра!) опыте сотрудничества в подборе туристских продуктов или соответствующих рекомендациях. Что в свою очередь обеспечивается квалификацией турагента. Чем выше квалификация турагента, шире кругозор и глубже знания в сфере интересов клиента, тем больше у него шансов конкурировать с онлайн-консьержем.
Отдельно стоит отметить, что в отличие от туроператоров турагентам объективно не стоит рассчитывать на поддержку государственных структур. STI-туризм уже писал о том, что турагентства уже несколько лет напрочь отсутствуют в официальной повестке структур, занимающихся туризмом на федеральном уровне.
Часть 3. Насколько реализуема озвученная идея?
Инструментарий онлайн-биржи очевидно будет шире нежели у простого продающего маркетплейса. Помимо продуктовых баз данных, обязательные характеристики которых - не только актуальность, но и достоверность размещённой информации, функционально эти инструменты должны стать источниками формирования больших данных, на использовании которых будет строиться развитие и совершенствование ИИ, используемого в сервисе онлайн-консьержей.
По большому счёту, речь должна идти о создании полноценной цифровой инфраструктуры отечественного туризма, интегрирующей основных участников туррынка. Подобные разработки в отрасли существуют.
Так, в январе 2021 года Концепция создания Региональной цифровой инфраструктуры (РЦИ) для сибирских регионов была подготовлена командой STI по заказу Исполнительной дирекции МА «Сибирское Соглашение». Предполагаемый срок реализации проекта с учётом возможностей сибирских регионов составлял 4,5 года.
Концепция предполагала оцифровку основных бизнес-процессов регионального туррынка, введение ролей и создание личных кабинетов для различных категорий безнес-участников (10 ролей), клиентов и пр. Интеграция турагентов в цифровую инфраструктуру, в частности, предполагалась через выполнение функций тревел-консультантов, обращение к которым по алгоритму формирования тура предусматривается в ряде ситуаций. Таким образом, предлагаемая РЦИ становилась для турагентов не конкурентом, а работодателем.
К сожалению, заказчик положил концепцию под сукно, не решившись вынести его на рассмотрение губернаторов, упустив тем самым шанс на реализацию прорывного проекта. Который в случае реализации можно было бы тиражировать, как в других регионах, так и в федеральном масштабе.
STI-туризм — подписаться (https://t.me/stisibir)
Фото Telegram