«Если постановление правительства РФ № 1177 от 17 декабря 2013 года, согласно которому для перевозки детских туристических групп должны использоваться только автобусы не старше десяти лет, вступит с 1 января 2018-го в силу, в большинстве регионов страны о школьном туризме можно будет забыть», - так оценила последствия введения нормы директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) Екатерина Шадская.
Обсуждая проблему на «круглом столе» VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, специалисты заметили: как и четыре года назад, когда под занавес 2013-го она неожиданно «всплыла» на правительственном уровне, никаких объективных причин для введения подобной нормы не существует. «В отличие от других видов транспорта перевозящие детей автобусы проходят техосмотр в ГИБДД дважды в год, - говорит руководитель Ассоциации рынка заказных автобусных перевозок Петербурга Андрей Козырев. - Как правило, никаких претензий к состоянию машин, находящихся в возрасте свыше десяти лет, проверяющие не предъявляют. И все знают: за многие годы ни разу не было аварии, причиной которой стало бы именно техническое состояние автобуса».
Почему возрастной ценз десять лет, а не восемь или двенадцать? На этот вопрос ни в ГИБДД, ни среди инициаторов запрета ответить никто не может. Подобной нормы нет нигде в мире: как правило, исправность машины и, соответственно, ее готовность к перевозке определяют только техническое состояние и наличие разрешительных документов. Что касается последних, то генеральный директор одной из туристических компаний Андрей Петенков во время встречи для наглядности показал увесистую пачку нужных бумаг, включающую 16 разрешительных документов. «Ситуация такова, что организация 2 - 3-часовой экскурсии для детей требует двухнедельной подготовки, - рассказывает он. - В результате количество желающих работать с детскими группами все время сокращается, а объемы детского экскурсионного туризма за последние 4 - 5 лет в Петербурге упали в десять раз».
По мнению специалиста, введение неоднократно откладывающегося возрастного ценза для автобусов вовсе не приведет к повышению уровня безопасности детского туризма. Скорее, напротив, считает он.
Ситуация с «молодыми» автобусами следующая. В Петербурге, по оценке Андрея Козырева, их не более 40% от общего парка. В глубинке все гораздо хуже: во многих регионах машина младше десяти лет - товар штучный. В результате уже сейчас организаторы детского отдыха отмечают жесточайший дефицит такого транспорта и значительный (на 20 - 30%) рост стоимости его аренды. «Как следствие, все больше школьников из Петербурга, например, будут отправляться на экскурсию не на специальном автобусе с опытным водителем, а на общественном транспорте, - считает Андрей Петенков. - Ведь это значительно проще и дешевле. Но тогда о безопасности ребят, перемещающихся группой в метро и на маршрутках, лучше не говорить». Бывает, что организаторы просто отменяют все мероприятия, связанные с перемещением школьников. Доходит до абсурда: из-за дефицита нужного подвижного состава уже были случаи, когда дети не смогли прибыть на губернаторскую елку...
Очевидно, что и перевозчики, и организаторы детского туризма вовсе не против повышения уровня его безопасности. И с радостью обеспечили бы всех и вся новыми машинами. Вопрос, как всегда, упирается в деньги: серийных отечественных машин нужного класса практически нет и выбор приходится делать между китайскими и европейскими. По словам Андрея Козырева, новый «европеец» может стоить 20 млн рублей, отечественная (или белорусская) машина обходится в 16 млн, а вот «китаец» тянет «всего» на 9 млн рублей. «При этом европейский автобус без потери качества легко работает по 20 - 25 лет, а другие по этому параметру ему заметно уступают», - говорит эксперт. Однако в условиях дефицита оборотных средств перевозчики если и покупают, то китайские машины - на качественные, но дорогие европейские автобусы у них попросту нет денег.
Увы, но давнишняя проблема никак не решается: множество разговоров о том, что перевозчикам надо на государственном уровне как-то помогать с приобретением новой техники, ни к чему ни привело. Ведь за истекшие четыре года введение 10-летнего возрастного ценза для автобусов, перевозящих группы детей, откладывалось трижды в надежде на то, что постепенно перевозчики обзаведутся нужными машинами. Однако ни соответствующей программы поддержки, ни отечественного, доступного по цене автобуса не появилось. А тут еще кризис... И фактически проблема все время остается «замороженной» - меняются лишь даты введения нормы, а в реальности для ее решения не делается ничего.
Если с 1 января 2018 года постановление правительства вступит в силу, большая часть детских групп либо вообще никуда не поедет, либо по приезде на место будет вынуждена спешиться и пользоваться общественным транспортом. В глубинке, скорее всего, от таких туров придется отказаться вовсе. Рисковать никто не будет: штрафы за нарушение предусмотрены такие, что ни водители, ни хозяева машин на компромисс не пойдут.
Вариант решения проблемы предложила директор СЗРО РСТ Екатерина Шадская. По ее мнению, вместо запретительных мер можно пойти путем соз-дания городского реестра перевозчиков, в котором будут официально зарегистрированы машины и водители, прошедшие все необходимые проверки. По словам же Андрея Козырева, перевозчики готовы пойти даже на то, чтобы технический осмотр таких автобусов проходил чаще двух раз в год. Что касается спорного возрастного ценза, то как перевозчики, так и организаторы дет-ских туров уверены: эта норма нереальна и должна быть отменена.
ФОТО Андрея СУХИНИНА/ИНТЕРПРЕСС