Завершается летний сезон, который для петербургских музеев, имеющих зеленые пространства, всегда связан с наплывом публики и заботами о сохранности парков, павильонов и скульптур, которые там находятся.
Никаких серьезных инцидентов в этом году, к счастью, не отмечено. То ли дожди и холодная погода остудили посетителей, то ли сознательность выросла. Но отвечающие за парковое хозяйство уверены, что успокаиваться рано.
Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея, сообщила нам, что общая площадь Летнего, Михайловского садов, а также части Кленовой аллеи (от Инженерного замка до Инженерной улицы), находящейся в ведении музея, - 30 гектаров.
В 2016 году в Летнем саду повреждения минимальные. Не пострадали копии мраморных скульптур, которые за четыре года после установки покрылись патиной. Черданцева объясняет сохранность наличием ограждений, защищающих кустарники, и просветительской работой - экскурсиями по Красному саду.
Но публика вытаптывает уникальный бордюр из брусники около Коронного фонтана, а многие стараются прихватить на память морские раковины, украшающие фонтаны.
Не все так благостно в Михайловском саду. Там нет скульптур и фонтанов, но нет и ограждений газонов. Убедить посетителей в том, что у нас северный климат и пикники на траве губительны для растений, пока не удается.
Еще печальнее картина в Инженерном саду и на Кленовой аллее, которые никак не обозначены как музейная территория и являются общедоступными круглосуточно. Воруют урны, выдергивают цветы из клумб и ваз, рисуют на зданиях кордегардий. По ночам скамейки на аллеях абонируют бомжи. Когда много лет назад музей просил эту территорию у города, то предполагал воссоздать там весь ансамбль павловского Коннетабля со рвами и мостами. Этот проект не был реализован, теперь музей расплачивается за мечту.
В ГМЗ «Царское Село» недавно накрасили губы бюсту «Апрель», стоящему в Екатерининском парке. Это копия, оригинал XVIII века хранится в павильоне «Грот». Яркую помаду пришлось смывать специальным раствором.
Прошлым летом вандалы повредили статую «Римский оратор» (середина XIX века, мастерская Иоганна Гамбургера): рука была сильно деформирована, имелись многочисленные дефекты металла, вмятины. Реставраторы спасли скульптуру и укрепили ее.
Среди исторической скульптуры Екатерининского парка довольно много гальванопластики. Такие скульптуры, внешне похожие на бронзовые, очень хрупкие, поэтому они чаще других страдают от вандалов. Постепенно подлинные скульптуры перемещают в фонд, а на их место устанавливают копии. Один из последних примеров - статуя «Гладиатор» у павильона «Грот». Решение о замене подлинной скульптуры принято после многочисленных случаев вандализма: скульптуре повреждали голову, дважды - в 2011 и 2013 годах - отрывали руку. В отличие от гальванопластического оригинала копия отлита из бронзы.
Недавно завершилась реставрация Мраморного моста на Большом пруду Екатерининского парка. Со времени предыдущей прошло всего 25 лет, именно вандалы довели мост до аварийного состояния, и потребовались новые дорогостоящие работы.
В Екатерининском парке регулярно вытаптывают газоны, срывают и выкапывают цветы. В Александровском парке участились случаи повреждения исторических деревьев собаками. Хозяева тренируют своих питомцев, используя в качестве спортивных снарядов ветви и стволы ценных деревьев.
Музей-заповедник вынужден увеличивать количество патрулей и стационарных постов охраны, устанавливать дополнительные камеры видеонаблюдения.
Как нам сообщили в ГМЗ «Гатчина», количество случаев вандализма не увеличивается, но, к сожалению, и не уменьшается. В среднем происходит 5 - 10 случаев вандализма в год.
В апреле 2016 года была повреждена каменная кладка Карпина пруда - скорее всего, вследствие удара был разрушен камень на набивном дорожном полотне. Своды моста и часть стен были испорчены граффити. Специалисты смывают надписи специальным раствором, но, так как камень пористый, сделать это непросто.
Посты охраны установлены на входах в Гатчинский парк, кроме того, охрана патрулирует территорию в течение дня. На ночь парк закрывается.
Музей старается информировать о случаях вандализма на своем сайте в специальном разделе «Стоп, вандал!», а также в сообществах ГМЗ в социальных сетях, призывая к ответственности за такие действия.