«Сибирский туристический портал» неоднократно писал о том, что туристские фирмы являются притягательным объектом для применения различных мошеннических схем.
Однако уходящий год расширил перечень потенциальных угроз турбизнеса. Одна из крупнейших туроператорских фирм Новосибирска стала целью объявленной шантажистами целенаправленной кампании по подрыву имиджа и деловой репутации. Представители туристского сообщества уверены, что применённые шантажистами технологии способны нанести огромный, если не фатальный, ущерб предприятию малого бизнеса в практически любой сфере предпринимательской деятельности, а следующей их целью может стать любая турфирма региона.
В конце октября руководителю новосибирской компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» поступило письмо, написанное в нарочито инфантильном стиле. Его анонимный автор, обращавшийся с электронного адреса ekaterinakutepa@yandex.ru, требовал уволить одного из новых сотрудников компании, мотивируя требование его нечистоплотностью в семейных делах. В случае отказа шантажист, представившийся человеком, располагающим «достаточно большими финансовыми ресурсами», которые ему «приносит очень интересная сфера как ЧЕРНЫЙ ПИАР», грозился реализовать следующий план действий (здесь и далее орфография и пунктуация первоисточника сохранены):
«1. Прямые прозвоны фирм, которые с вами сотрудничают, начнутся 04.11.2019 – это будет первых 100 компаний в городе Новосибирске.
2. Рассылка о вашей финансовой несостоятельности пойдет вслед тоже наследующей неделе.
3. Отзывы я начну размещать уже с 30.10.2019, нужно время, чтобы они стали активны. После принятия вами положительного решения все отзывы будут удалены.
4. Очень заинтересовала ваша группа в контакте, например, 10000 подписчиков ну это хорошо. Думаю оставлять там комментарии под публикациями, можно начать и сегодня 29.10.2019
5. Инстаграм тоже не плохо 7500 подписчиков.
6. Фейсбук и одноклассники трогать пока не буду, скромно там у вас».
И, чтобы данное предложение было воспринято адресатом серьёзно, в письме сообщалось: «В феврале 2019 года я обратился (выделено STI) в компанию, где он раньше работал. С такой же просьбой. К моим словам отнеслись с насмешкой в лице их директора в Санкт-Петербурге. Но за 3 недели насмешка превратилась в панику. Объясняю почему. За 14 дней (среднее время обработки отзывав в интернете) размещено 500 отрицательных отзывов в интернете, из них 100 в ТОП отзовиках, а также отдельно выделяю Яндекс и Гугл».
В тот же день шантажист с различных аккаунтов, как правило, недавно созданных или оперативно закрытых, массово разместил на сайтах-отзовиках, включая «Фламп», 2GIS, и на странице туроператора в социальной сети «В Контакте» однотипные посты, дискредитирующие деятельность компании и её сотрудников. Массированная атака на туроператора продолжается более месяца, о каждом её этапе шантажисты информируют адресата.
Руководство «Олимпии-Райзен-Сибирь» не сразу осознало масштаб наезда. «Поскольку для нас язык шантажа и угроз является неприемлемым, мы сразу, мягко говоря, отказали автору письма, - сообщил STI Виктор Данн, генеральный директор компании. – Когда со временем стало понятно, что заявленные угрозы не пустышка, мы, проконсультировавшись с юристами и коллегами, решили не оставлять это дело без последствий».
По мнению представителей туристского сообщества, принявших участие в обсуждении ситуации в профессиональных группах, создаётся опасный прецедент. Объектом атаки, способной нанести огромный, если не фатальный, ущерб предприятию малого бизнеса в практически любой сфере предпринимательской деятельности, может стать любой из участников рынка. Противостоять массированной клеветнической кампании на тех площадках, где она ведётся, практически невозможно: оправдывающийся всегда находится в проигрышном положении.
Эксперты турбизнеса полагают, что противостоять шантажистам следует по нескольким направлениям. Во-первых, происходящее, безусловно, является криминальным деянием, предусмотренным статьёй 163 УК РФ «Вымогательство»: сформулированы требования, после выполнения которых кампания по дискредитации будет остановлена. Кроме того, имеют место действия против личности – сотрудника компании, направленные на его десоциализацию, включая нарушение конституционного права человека на труд.
Именно по пути правового преследования шантажистов пошло руководство «Олимпии-Райзен-Сибирь». 13 декабря от имени генерального директора компании в ОП №1 «Центральный» Управления МВД России по городу Новосибирску было подано заявление о привлечении к ответственности неустановленных лиц. Впрочем, по мнению коллег Виктора Данна, заявление в полицию необходимо подкрепить обращением в Прокуратуру и, возможно, в Роспотребнадзор. «Мы готовы оказать всяческую поддержку члену нашей ассоциации», - подтвердила STI Светлана Фоменко, исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристических организаций.
Что касается вопроса защиты деловой репутации туроператора, то, по мнению туристского сообщества, нивелировать волну негатива, запущенного шантажистами в сеть, могло бы придание ситуации публичной огласке. «Невозможно опровергнуть каждый пост шантажиста, но можно обнулить все его усилия, обозначив источник дезинформации», - полагает Светлана Фоменко. В ближайшее время НАТО планирует провести ряд встреч с представителями городских и региональных СМИ с целью защитить туристский рынок от «чёрного пиара».
Фото Vice.com