Пока турфирмы не могут начать работать, а индустрия гостеприимства только начинает оживать, сторонники создания электронной путевки продолжают любыми средствами продавливать этот проект. Учитывая коммерческую перспективность информационной системы, союзников у них хватает и среди чиновников, и в отдельных общественных организациях, и в самом бизнесе.
На 23 июня назначено заседание комитета Госдумы РФ по физкультуре, спорту, туризму и молодежной политике, на котором, в частности, будет обсуждаться принятие законопроекта во втором чтении и рассмотрение предложенных поправок.
Напомним, что позиция РСТ заключается в том, что нельзя увеличивать финансово-административную нагрузку на бизнес, тем более в условиях нынешнего беспрецедентного кризиса. А значит принятый в первом чтении законопроект надо снять с рассмотрения или, как минимум, отложить его рассмотрение до осени, а введение самой электронной путевки – до 2022-2023 гг. Хотя мировая практика регулирования туристической деятельности прецедентов создания такого инструмента не знает, за исключением, разве что, некоего аналога, существующего в Казахстане.
На сомнительность самой затеи указывает официальный отзыв на законопроект правительства РФ, а также критическая позиция Ростуризма.
Приведем лишь несколько примеров противоречия документа действующему законодательству.
В законопроекте предлагается установить ответственность за систематическое (более двух раз в течение календарного года) непредоставление сведений о заключенном договоре в информационную систему электронных путевок либо за нарушение порядка и сроков предоставления таких сведений. При этом законопроект взаимосвязан с проектом федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», который также предусматривает административную ответственность за аналогичное нарушение.
Таким образом, фактически предлагается двойное наказание за одно и тоже правонарушение, недопустимость которого закреплено, в том числе, в КОАП РФ. За непредоставление сведений в информационную систему туроператор будет исключен из единого федерального реестра, а плюс к этому, в соответствии с предлагаемыми изменениями, подвергнут административному наказанию в соответствии с КОАП РФ.
Кроме того, нарушается принцип соразмерности наказания. Исключение туроператора из единого федерального реестра ведет к прекращению его деятельности, банкротству и неисполнению обязательств перед клиентами. Последствия явно не соответствуют тяжести правонарушения.
И, наконец, при таких формулировках законопроекта туроператор будет нести ответственность за действия третьих лиц – турагентов, которые не исполнят обязанность по внесению в информационную систему сведений о реализованном турпродукте.
Другой пример. В заключении правительства не случайно предлагается уточнить процедуру определения оператора информационной системы «Электронная путевка». С точки зрения РСТ, правительство должно делегировать эти функции федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма, а не коммерческой структуре в лице частной компании «Национальные туристические технологии». Которая, к тому же, была «поставлена» на этот проект не только до соответствующего решения правительства, но и до принятия самого законопроекта. Здесь налицо прямое противоречие статьям 6, 7, 8 федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (открытости и конкуренции в области государственных закупок с заключением государственного контракта).
Еще один пример. В официальном заключении правительства говорится, предлагаемое законопроектом взимание платы за пользование информационной системой может повлечь за собой удорожание турпродукта. Притом что в пояснительной записке к законопроекту целями введения электронной путевки обозначено повышение защиты интересов потребителей туруслуг, а также обеспечение эффективного функционирования механизмов экономической ответственности туроператоров.
Иными словами, речь идет о функциях государственного регулирования, реализация которых должны обеспечиваться за счет средств бюджета Российской Федерации. Соответственно, по мнению РСТ, использование электронной путевки должно быть бесплатным и предоставляться в форме государственной услуги.
Но и это еще не всё. По данным RATA-news, в проект закона планируется внести поправки, предусматривающие формирование в рамках использования электронной путевки некого гарантийного фонда, который должен пополняться за счет отчислений туроператоров с каждого проданного турпакета.
То есть речь идет о создании альтернативной системы финансового обеспечения. По сути это законодательная инициатива, которая должна рассматриваться либо в виде нового, не внесенного еще самостоятельного закона, либо обновленный пакет документов по законопроекту должен быть внесен повторно к рассмотрению в первом чтении.
Перечень подобных противоречий и процессуальных коллизий можно продолжить. Но нам еще не раз придется возвращаться к этому законопроекту, поэтому ограничимся выводом по поводу очевидного доминирования корпоративно-шкурных интересов над государственными, не говоря уже о правах турбизнеса.
РСТ призывает федеральные органы представительной и исполнительной власти обратить на это пристальное внимание. Письма в соответствующие инстанции будут сегодня направлены.
Фото: zen.yandex.com