Редакция журнала «Горячая линия. Туризм» провела 22 февраля мозговой штурм, посвященный самому обсуждаемому предложению из опубликованного ранее открытого письма дилеров Сети ТБГ – страхованию каждого тура. Участие приняли агенты, юристы, туроператоры, представители трех страховых компаний, а также наблюдатель из Всероссийского союза страховщиков. Разговор начали с вопиющих недостатков существующей системы страхования гражданской ответственности туроператоров. Юрий Кузнецов (ВСК-тур) и Оксана Тизяева (Элита) обратили внимание, что факт наступления страхового случая должен подтвердить письменно сам туроператор. Который в этом совсем не заинтересован или не может сделать это оперативно. «Туристы не должны зависеть от решения банкрота! Если его исключить из процедуры выплат, уже будет легче», - говорили агенты. Вариант решения этой проблемы предложил адвокат Илья Тугуев. По его словам, Ростуризм мог бы выдавать справки, подтверждающие наступление страхового случая, но для этого необходимо расширение его полномочий.
Конструктивное обсуждение вызвала и ключевая тема встречи. Самое главное, что принципиальных возражений по поводу идеи страхования каждого тура у страховщиков нет. Правда, сделать эту схему обязательной можно только отдельным федеральным законом, потребующим, естественно, множество согласований (в частности, по единым тарифам, которые в данном случае уполномочено устанавливать только государство). Теоретически такой закон может быть принят, но небыстро и с малой степенью вероятности, так как он поголовно обременяет новой повинностью всех туристов.
Времени на дебаты и продвижение этого закона сейчас просто нет – ведь второе чтение поправок в закон «Об основах туристкой деятельности» состоится уже в марте. (Кстати, один из вариантов, подготовленный Минфином, принесла на встречу аудитор Мария Булатова, и дала свой комментарий). В ходе обсуждения все согласились, что есть другой вариант, не требующий радикальной перестройки законодательства. Это расширенное страхование туристов от невыезда на добровольной основе. В полис можно включить риск, связанный с неплатежеспособностью туроператора. Или даже «невыезд по любой причине». Возникают технические вопросы вроде стоимости такого страхования: по предварительной оценке, не менее 5% от стоимости тура. Но все это решаемо, причем быстро. Юлия Алчеева (Европейская страховая компания) взяла на себя миссию организовать обсуждение тарифов и механизма выплат с другими страховщиками.
Конечно, такая схема тоже не лишена недостатков. По оценке экспертов, дополнительными видами страхования пользуются от 10 до 30% туристов. Захотят ли они оплачивать защиту от новых рисков? Этот вопрос открыт, но, по крайней мере, у добросовестных агентств появится возможность предложить такую услугу своим клиентам.
И еще об итогах встречи. К сожалению, проблему быстрой помощи туристам за рубежом силами страховщиков не решить. Их деятельность жестко зарегламентирована, они не вправе перечислять деньги отелям на покрытие чьих-то долгов (ведь это создает огромный простор для злоупотреблений и вывода средств за рубеж). Решение проблемы шантажа туристов в зарубежных отелях остается прерогативой МИД и самих туристов. Теоретически могут быть задействованы и экстренные фонды при СРО (если, конечно, там найдутся средства и желающие их вносить и пополнять).
Уже в кулуарах, Илья Тугуев очень внятно пояснил чем грозит поправка «ТА работают от имени по поручению ТО», которая по-прежнему присутствует в законопроекте, готовом к рассмотрению в Думе. По его мнению, на независимых турагентствах можно будет поставить крест, так как у туроператоров и страховщиков несоизмеримо вырастут риски.